“Море” анализ стихотворения Жуковского

Стихотворение “Море” Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах “певцом романтики и свободы”. Жуковский оттачивал свое мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бернса, Блейка.

В “Море” автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок.

Тема стихотворения – свободное море. Оно бывает разным: прекрасным, загадочным, умиротворенным, беспокойным. Идея стихотворения

– показать читателю огромность и мощь моря, его неразрывную связь с небом, его превосходство над суетностью и обыкновенностью человека.

Море у Жуковского замаскировано под живой объект, до конца не понятный читателю. Эта поэтическая уловка в духе Романтизма помогает автору сохранять интригу своих философских рассуждений на протяжении всего стихотворения.

С самого начала стихотворения читатель пребывает в напряженном ожидании финала: а что же будет с морем дальше, как оно справится с бурями и страстями? Каждый волен воспринимать море по-разному. Для кого-то это только вольная, огромная стихия, для

некоторых – это источник вдохновения и красоты, для иных – пространство приключений и подвигов.

Многие из почитателей таланта Жуковского (а среди них и известные литературные деятели) предполагают, что “море у поэта – есть человек, а человек – есть море”. Если взять за основу анализа стихотворения такую точку зрения, то станет понятной главная мысль стихотворения – каждый человек – это большое море с личными штилями, штормами в душе, с жизненными напастями, вечными надеждами и частым одиночеством среди шумной толпы.

Сюжет стихотворения”Море” не сложен для восприятия. Читатель как бы со стороны наблюдает все происходящее. Вначале он видит спокойное, синее море и некоего лирического героя, ведущего с ним разговор.

Лирический герой стоит на берегу и, зачарованный увиденным вокруг себя, старается познать и понять тайны морского величия и небесного безграничия. Какую же мы сложную задачу он поставил перед собой, ибо никогда “нельзя объять необъятное”.

Далее читатель слушает речь лирического героя с еще большим интересом – ведь тот теперь в свою беседу вовлекает еще и небо. Море и небо немы, они позволяют себе с высоты своей значительности в мире только снисходительно слушать разгоряченного человека.

В конце стихотворения показаны единство моря и неба, их тайная солидарность и искренняя привязанность друг к другу.

Размер стихотворения – Амфимбрахий. Если внимательно присмотреться к слоговому делению слов в строчке, то можно увидеть, что в трех идущих друг за другом слогах ударение падает на каждый второй (серединный). Рифму можно назвать перекрестной.

Есть в ней есть много не созвучий, свойственных Жуковскому. Автор стремился не к “чистым”, а к “неожиданным” рифмам, чтобы подчеркнуть исключительность описываемой ситуации. Например: море-любовью; твою-грудь; лоно-неволи.

Встречаются у автора и своеобразные “свободные” строчки, которые “белый стих” его творения делают очень красивыми.

Стихотворение “Море” изобилует Олицетворениями. Да это и понятно. Ведь у автора море, небо, буря – живые, как люди.

Море дышит, думает, скрывает тайну, ласкает облака, дрожит. Тучи отнимают небо у моря. Небо тянет море к себе.

Эпитеты помогают точно рассмотреть картину происходящего: “безмолвное море”, “тревожною думой”, “необъятное лоно”, “глубокая тайна”, “светозарной лазурью”, “облака золотые”, “враждебная мгла”, “прошлой тревоги”, “возвращенных небес”, “бездне покойной”.

Глаголы в стихотворении настраивают читателя на внезапность и неожиданность, на быстроту развития сюжета: бьешься, воешь, подъемлешь, рвешь, терзаешь…

Жанр стихотворения – элегия. В переводе с греческого – “жалобная песня”. Грусти в стихотворении много, жалоб – нет.

Есть сожаление, есть жалость, есть тоска, есть печаль. Есть надежда и есть светлое, чистое размышление о жизни… Размышление в духе романтизма…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Море” анализ стихотворения Жуковского