Анализ стихотворения Бунина “Шумели листья, облетая…”

В произведении, созданном в 1901 г., картина осени лишена радости, спокойствия и великолепия красок. Обилие шума – характерная примета дисгармоничного художественного пространства Бунина. Обозначив тревожный “симптом” в первой строке, поэт прибегает к лексике, усиливающей мотив неблагополучия, диссонанса в природе: шум возрастает до “осеннего воя”, “смятенья”, а кружение листвы – до “пляски жуткой”. Последние два примера демонстрируют приемы оживления пейзажа, наделения его человеческими чертами – чувствами,

способностью двигаться.

Эти свойства находятся в поле отрицательных коннотаций.

“Серые птички”, которые кружатся в унисон ветру, безвольны и подобны падающим листьям. Они подчиняются силе мощного вихря и участвуют в общем танце, головокружительном и безумном.

Вторая и третья строфы посвящены воспоминаниям лирического героя о детских годах. Резвый и жизнерадостный мальчик впечатлен зрелищем стремительного листопада, но не понимает тайного языка природы. Настроение ребенка характеризуется группой лексики со значением беззаботного, безудержного веселья: “беспечная шутка”, “весело

вдвойне”, “восторг”. Противоречие между поведением ребенка и драматизмом пейзажной зарисовки понятно лирическому герою-взрослому.

С годами он постигает скрытый смысл природных явлений. Герой приходит к осознанию неуместности, неэтичности детского ликования и доносит эту мысль до читателя при помощи составного эпитета “радостно-безумный”.

Желтый оттенок листьев обозначен определением “медный” – это единственное яркое пятно во всем поэтическом тексте. Автор дает сдержанную, даже скупую характеристику осеннему наряду леса. Относительное прилагательное “медный”, задействованное в функции качественного, употребляется вместо вариантов “золотой” и “янтарный”, которые соседствуют с чистыми оттенками синего в спокойных и гармоничных пейзажных зарисовках.

В этот же период написано стихотворение “Смотрит месяц ненастный, как сыплются желтые листья”, где в контексте описания осенней природы возникает мотив страдания. Здесь образы деревьев наделяются человеческим разумом и даром речи. Они жалуются на холод и мучения, пришедшие с осенними бурями.

Терзания и тоска расцениваются как “роковая расплата” за весеннее счастье. Ветер, также обладающий способностями думать и говорить, злорадствует и сулит страдальцам “муку великих потерь” на пути к вечности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бунина “Шумели листья, облетая…”