Анализ стихотворения Бунина “Зеркало”



Порог между реальностью и вымыслом, книга воспоминаний, отражение души, знак беды или вызов судьбе – многослойный образ зеркала, созданный в литературе, уходит мистическими корнями в глубину веков. В стихотворении, написанном Буниным зимой 1916 г., возникает образ зеркала, решенный в контексте русских культурных традиций.

Начинаясь с простой фразы о наступающих сумерках, лирическое повествование фокусируется на внутреннем состоянии героя. Для его описания используется группа цветовой лексики: “темнеет”, “спокойствие и мрак”.

Последняя лексема “играет” двойственностью значений – прямым и переносным, во втором случае отождествляясь с безнадежностью.

Сочетание двух значений влияет на восприятие обыденных явлений, придавая им усложненный, потаенный смысл.

Ощущение “двойного дна” поддерживается сложным образом зеркала, богатым культурными реминисценциями. Зеркало уподобляется воспоминаниям, хранимым в памяти. Всепоглощающий “мрак”, отождествляемый с неотвратимым бегом времени, способен погасить и уничтожить не только чувства, но и жизнь человеческую.

Мощь разрушительных сил и глубина последствий

выражены конструкцией, состоящей из трех однородных глаголов. Фаталистическая фраза “вот так”, повторенная дважды в контексте слова “смерть” и синтаксически подтвержденная многоточием, завершает неутешительные размышления героя о бренности бытия.

Во второй и третьей строфах появляется знаковый образ “могильной темноты”: он начинает срединную часть и вновь возникает в финале. Абсолютная темнота также двоится, одновременно обозначая и сгустившиеся сумерки, и неясную сущность, чье действие беспощадно к человеку. Что может противостоять темной разрушительной силе времени?

Яркий свет, и герой предпринимает попытку победить накатившую безнадежность.

Тьма отступает от огонька сигары, получившего яркое сравнение с “дивным самоцветом”, но лишь на короткое время. Настоящую, окончательную победу может одержать только искусство. Прекрасная музыка разгоняет “могильную темноту”, ее звуки дарят “восторг и печаль” душе, наделяют силами, позволяющими не страшиться забвения.

Подлинное искусство несет свет, что передается автором с помощью метонимического приема: сверкают “яркие кольца” на быстрых пальцах неизвестной пианистки.

Опираясь на бытийный, повседневный контекст, лирическое повествование “Зеркала” одновременно существует на условно-символическом уровне, обогащая содержание глубокими философскими размышлениями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бунина “Зеркало”