Анализ стихотворения Бунина “Все лес и лес. А день темнеет…”

Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и “божий мужичок”, добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, – многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции.

Стихотворение, датированное 1899 г., в некоторых изданиях печатается с заглавием – “Из сказки”. Действительно, образный строй произведения

во многом определен поэтикой сказки: в финале возникают дружина ратников и Жар-Птица с солнечным оперением.

Появлению фантастических героев предшествует пейзажная зарисовка. Двукратное упоминание слова “лес” в начальной строке – своеобразное сообщение для читателя, что местом действия лирического повествования стала густая чаща, а не опушка или поляна. Лесной мир постепенно погружается в сумерки.

Переход от дня к ночи передается колористической лексикой: “темнеет”, “синеют”, “седой”. Вечерняя картина завершается пробуждением птицы, которая традиционно отождествляется

с ночной порой, – “серой совы”. Цвет ее оперения вписывается в общий мрачноватый тон.

Сумрачный пейзаж имеет лишь один неяркий акцент – беловатый оттенок луговой росы, который не вступает в контраст с окружающей мглой, а подчеркивает ее слабым свечением.

В первой строфе автор фиксирует природные изменения подчеркнуто беспристрастно, как внимательный натуралист. С началом второй строфы становится ясно, что подмеченные перемены служили антуражем для главного действия. В неверном свете густых сумерек привычные предметы наделяются фантастическими чертами: вековые сосны сравниваются с воинами-дозорными, а слабое заходящее солнце – с Жар-Птицей. Усиливает ощущение оживающей сказки прием олицетворения: деревья “вереницей идут”.

Лирический герой оказывается в сердце воображаемого мира – волшебного, неизведанного и немного пугающего.

Образ лесной чащи как проводника в сказочное пространство развивается в произведении “Псковский бор”. Стихотворения различаются позицией лирического “я”: здесь герой находится не в эпицентре необыкновенного мира, а на краю. Он колеблется, не решаясь преодолеть границу леса, одновременно служащую порогом между реальностью и “сказочными тропами”.

Философский вопрос, достойны ли потомки культурного наследия прошлого, усиливает сомнения героя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бунина “Все лес и лес. А день темнеет…”