Анализ стихотворения Бунина “Кошка”

Заброшенный “обветшалый” дом, единственной посетительницей которого является дворовая кошка, становится объектом описания в произведении 1907 г. Сюжетность и повествовательность интонаций, проявившиеся в этом стихотворении, сближают его с жанром рассказа.

Кошка периодически навещает пустой дом, наделяемый знаковым сравнением с “могилой”. Своеобразные визиты происходят в ночное время. Поведение животного одинаково: зайдя в комнату и устроившись против стола, она “замирала”, сидя неподвижно.

Вторая строфа посвящена

описанию интерьера комнаты, в которую иногда забирается зверь. Читателю, подобно сыщику, предлагается обратить внимание на особенности расположения стола и капли затвердевшего воска, оставшиеся на полу. Значимые детали вызывают воспоминания – о них говорится в третьем четверостишии.

В лексическом арсенале “Кошки” отсутствуют слова “смерть” и “похороны”. Эти понятия даны опосредованно, через портрет усопшего “старичка-холостяка”. Неизбежный конец земной жизни приносит умиротворение и покой.

Об этом свидетельствуют художественные приемы: анафора “кротко” и группа лексики

с уменьшительными суффиксами – “черненький”, “бородка”.

Особый интерес представляет риторическое обращение-оклик: “Помнишь?” Учитывая нарочитую объективность, отстраненность лирического “я” от развития сюжета, возникает впечатление, будто с призывом к читателю обращается кошка на правах персонажа. Сквозь бытовую зарисовку начинает просвечивать второй план – мистический. Он подкрепляется фольклорными намеками и гоголевскими реминисценциями, связанными с восточнославянскими представлениями о нечистой силе.

Обобщенно-мистические мотивы нагнетаются в финальной строфе. “Нависающий мрак” сгущается: свечи погасли, и у тьмы теперь нет противников. Отблески образов и блеск кошачьих глаз – эти детали не спорят с темнотой, а являются ее частью. Визуальная картина дополняется звуковым сопровождением, которым служит шум ветра в печных трубах покинутого дома.

Бунинская версия темы смерти связана с мотивами забвения и одиночества. Смерть и время способны отнять даже имя у сильного воина, вождя своего племени (“Без имени”). Лирический герой другого произведения – “Настанет день – исчезну я” осознает конечность существования, но смиряется с его неизбежностью.

Вечный ход времени и его атрибуты – спокойная “ровная синева” небесных и морских просторов – переводит проблематику в иной, космический масштаб.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бунина “Кошка”