Анализ стихотворения Бунина “Айя-София”

Айя-Софья – одно из названий знаменитого Софийского собора, символа расцвета Византии. Изначально он выступал в роли православного патриаршего собора, затем стал мечетью. В настоящее время – музей, расположенный в историческом центре Стамбула, турецкой столицы. Стихотворение “Айя-София”, датируемое 1903-06 гг., скорей всего, написано Буниным под впечатлением от путешествия в Турцию, состоявшегося в 1903 году.

Ивана Алексеевича не беспокоил переход важнейшей православной святыни под власть мусульман. Будучи мечетью, собор сохранил

свое величие. В произведении Бунина нет никакого религиозного противостояния.

Писатель считал, что каждая вера несет собственную долю истины. Поэтому он не видел ничего странного даже в смешении нескольких религий в одном пространстве. Первые два четверостишия “Айи-Софии” – описание некоего загадочного ночного обряда, внушающего страх и трепет. Великий Шейх, вероятно, убивает в стенах Софийского собора женщину: “…и мертвою, слепою она лежала на коврах”.

Финальная пара строф – мечеть утром. Религии Бунин готов противопоставить простор небес и воздух, Любовь и Весну.

Мусульманская

тема занимает значительное место в поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. В своих путешествиях по Востоку он стремился посмотреть не только достопримечательности, но и познакомиться с местами, где живут обычные люди. Известно, что проводник водил писателя и по туристическим маршрутам, и в частные дома.

После первой поездки в Турцию Бунин создал так называемый “арабский цикл”, включающий стихотворения разных лет. Иван Алексеевич воспевал Восток в качестве земель далеких, чуждых, неизведанных. Как и большинство русских поэтов, он использовал распространенные в нашей литературе образы.

В произведении “Айя-София” упоминаются не слишком оригинальные символы: Святой Коран, Великий Шейх, кривая сабля. Применение достаточно избитых ассоциаций сам Бунин объяснял тем, что любовь к экзотическому Востоку – давно отмеченная черта западных людей.

Лирика Ивана Алексеевича, посвященная мусульманскому миру, – великолепный образец полного погружения творческого человека в чужую культуру, в совершенно другой менталитет. Его “арабские” стихотворения пропитаны особой атмосферой. Они способны перенести читателя на Восток, познакомить его с богатейшей историей этих земель и с их современной жизнью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бунина “Айя-София”