Анализ стихотворения Мандельштама “Айя-София”

Первый вариант стихотворения “Айя-София” вошел в дебютную книгу Мандельштама “Камень”, увидевшую свет в 1913 году. Произведение посвящено Софийскому собору, расположенному в турецкой столице – Стамбуле. Долгое время он был православным храмом, затем здание заняла мечеть. На сегодняшний день выдающийся памятник архитектуры внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В его стенах находится музей. Около тысячи лет Софийский собор считался самым большим христианским храмом. Превзойти его смог римский католический собор святого

Петра, строительство которого завершилось в семнадцатом столетии.

В 1912 году Мандельштам обратился к акмеизму, что нашло отражение в “Айе-Софии”. Поэт со знанием дела и точностью оперирует архитектурными терминами. Он упоминает апсиды (пониженные выступы здания), экседры (полукруглые глубокие ниши), говорит о парусах (треугольных сферических сводах, на которые опирается барабан купола).

Стоит отметить, что архитектурные мотивы играют важную роль в первых двух сборниках Осипа Эмильевича. “Айя-София” – не единственное стихотворение, полностью посвященное зданию. Также есть произведения,

в которых рассказывается о Казанском соборе, Адмиралтействе, Нотр-Дам-де-Пари. Повышенное внимание к архитектуре способствовало появлению в лирике Мандельштама ряда отличительных черт – монументальность и торжественность, отказ от туманности символистов в пользу предметности реального мира, логика построения.

Слово Осип Эмильевич воспринимал как камень, поэта – как зодчего.

По замечанию известного литературоведа Михаила Леонидовича Гаспарова, в “Айе-Софии” звучит дорогая сердцу Мандельштама тема культурной непрерывности. Софийский собор организует как время, так и пространство. Он представляет собой зримое напоминание о годах основания Константинополя. Обратите внимание, с чего начинается стихотворение:
Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Осип Эмильевич имеет в виду предание, согласно которому сам Бог указал римскому императору Константину I Великому место для закладки города. Первые строки текста – прошлое храма, начальная точка отсчета. Последняя строфа стихотворения – рассуждения лирического героя о будущем собора. По его мнению, “мудрое сферическое зданье” способно пережить века и народы.

Софийский собор у Мандельштама – скорее, не символ православия, а олицетворение божественного совершенства и вечности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Мандельштама “Айя-София”