Стилистический анализ стихотворения
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева “Собака”
Собака.
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева “Собака” Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет
Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова “смерть” , “жизнь” , “огонек” (в значении “жизнь” ) , “конец” . В произведении можно выделить следующие микротемы: погода (“на дворе воет страшная, неистовая буря” ) , собака.
Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: “воет страшная, неистовая буря” . Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет “неистовая” . Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: “немая” , “без слов” . Другое олицетворение – чувство “живет” . Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет “трепетный” .
Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая “налетит” , “махнет” (метафора) на огонек жизни “холодным широким крылом” . Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и “одна жизнь жмется пугливо к другой” (метафора) .
В тексте также присутствуют тавтологии: “гляжу в глаза” , “она сама себя не понимает – но я ее понимаю” , “две пары одинаковых глаз” и “в каждой из этих пар” . Во втором случае повторение глагола “понимать” используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания “она немая” и “она без слов” близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания “нет никакой разницы” и “мы тожественны” также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание “один и тот же” (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь) .
Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова “человек” и “животное” . По словарю Ожегова животное – это “такое живое существо, в противопоставление человеку” .
Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. “Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.” Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. “Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…” В данном месте имеет место незавершенность фразы.
Она также есть в предложении: “Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…” Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: “Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю” . Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.
“И конец!” – подчеркивается необратимость, безвыходность. “Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…” – восклицательный знак используется для усиления отрицания.
Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. “Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?” . Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.
Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: “жизнь жмется” . В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.