Анализ стихотворения Бунина “За все тебя, Господь, благодарю!…”

Бунин был человеком, который многого не мог принять в окружающих его людях, обществе. Сохранилось немало свидетельств негативного отношения Ивана Андреевича к другим писателям (Есенину, Бабелю, Эренбургу, Пильняку), некоторым литературным явлениям (штампам, лирическим концовкам рассказов), реформе орфографии, проведенной коммунистами, культу Пушкина. Перечислять можно еще долго. Христианские добродетели – смирение, любовь к ближнему, всепрощение – считались Буниным идеалами высокими и практически недостижимыми, а не неотъемлемыми

свойствами человеческой натуры.

Сам Иван Андреевич гораздо лучше относился к природе, чем к людям. Естественно, это не могло не отразиться на его лирике, посвященной религиозной тематике. Душевную гармонию Бунин-поэт ощущал в единение с природой, а не с представителями рода человеческого.

Господа он зачастую восславлял именно за дарованную им возможность обретения этой гармонии.

Религиозная тематика в поэзии Бунина играет важнейшую роль. Она заявлена уже в ранних произведениях. В качестве примера можно привести юношеские опыты Ивана Андреевича: “Под орган душа тоскует…” (1889), “Ангел”

(1891), “Троица” (1893).

Стихотворение “За все Тебя, Господь, благодарю!..” было впервые опубликовано в седьмом номере журнала “Мир Божий” за 1901 год под заглавием “На закате”. По общепринятому в кругу литературоведов мнению, написано оно было под влиянием религиозной лирики Лермонтова. В частности, речь идет о произведении ” Когда волнуется желтеющая нива…” (1837). Для лирических героев обоих стихотворений в роли посредника при общении с Творцом выступает природа.

Впрочем, Бунин идет дальше своего коллеги-предшественника. У него природа – одна из форм проявления божественного на земле. Душевное состояние лирического героя способно кардинально меняться после соприкосновения с ней: ежедневные тревоги и печали удаляются, их место занимает желание жить, несмотря на невзгоды. Даже в одиночестве обнаруживается особенная прелесть.

Бунин использует кольцевую композицию – в первых и последних строках лирический герой обращается к Господу. При этом характер обращения меняется. В финале появляется местоимение “тобой”, написанное с большой буквы, относящееся к Богу и выделенное авторским знаком препинания – тире.

С его помощью лирический герой становится будто ближе к Творцу, нежели в начале стихотворения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бунина “За все тебя, Господь, благодарю!…”