Анализ стихотворения Толстого “Господь, меня готовя к бою…”

Стихотворение “Господь, меня готовя к бою…” впервые появилось на страницах “Русской беседы” в 1857 году. Оно посвящено теме предназначения поэта и поэзии, которую рано или поздно затрагивает в своем творчестве каждый настоящий поэт. В произведении Алексей Константинович Толстой развивает мотив, встречающийся в пушкинском “Пророке”, при этом демонстрируя несколько иной взгляд на него.

У Александра Сергеевича поэт – пророк, основное предназначение которого состоит в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Для

выполнения столь важной и ответственной миссии шестикрылый серафим снабдил героя пушкинского произведения, удалившегося в пустыню в поисках мудрости и просветления, всем необходимым – “вещими зеницами”, чутким слухом, жалом мудрым змеи вместо грешного языка, пылающим огнем углем вместо сердца. Поэт в стихотворении Толстого оснащен не так хорошо.

Господь вложил в его грудь любовь и гнев, указал ему правдивый путь, одушевил могучим словом. Вот только этого оказалось недостаточно. Бог не наградил героя столь важной в борьбе непреклонностью, не дал суровости. Итог получился плачевным.

Из-за душевной

слабости поэт не смог достойно противостоять врагам, не смог отразить все их удары, что привело к ранениям и вполне предсказуемой гибели. Трагическая тональность толстовского стихотворения сближает его с лермонтовским “Пророком”, где непонятый и непринятый обществом художник показан всеми презираемым бедным скитальцем.

По замечанию русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева, Толстой принадлежит к поэтам-мыслителям, причем поэтам мысли воинствующей, поэтам-борцам. Алексей Константинович боролся при помощи слов за право красоты и за “жизненные права человеческой личности”. Как показывает стихотворение “Господь, меня готовя к бою…”, Толстой сам понимал, что его настоящее предназначение как поэта – борьба.

При этом ни в коем случае не имелась в виду политическая подоплека. Путь, указанный Алексею Константиновичу Богом, правдивый. Партийная же борьба, по мысли Соловьева, способна быть бескорыстной, но не правдивой, так как в политике люди четко поделены по лагерям. На своей стороне – все белое, на чужое – все черное.

Толстой прекрасно понимал, что в реальном мире такое четкое разделение не представляется возможным. Именно поэтому он боролся при помощи лирики за правду вечную, а не сиюминутную.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Толстого “Господь, меня готовя к бою…”