Анализ стихотворения Бунина “Дикарь”

В произведении, написанном в 1906-08 гг., отражена характерная тенденция зрелой бунинской лирики. Вместо привычного читателю лирического “я” появляется персонаж, сближающий стихотворный текст с эпическим жанром.

Художественное пространство “Дикаря” формируется с позиции героя, отчаянного и бесстрашного охотника. Центром модели мира становятся высокие крутые скалы, соседствующие с головокружительной вертикалью, конечными точками которой становятся небо и океан. Интересно, что противоположные полюсы могут сливаться: их объединяет

общая цветовая доминанта – “синь”, “синева”.

Дикарь целеустремленно пробирается вверх, его не смущает опасность и трудность пути: персонаж не обращает внимания на растения, которые слетают из-под ноги далеко вниз. Герой, получивший от автора оценку “безумец”, действует “как во сне”, будто подвергшись воздействию гипнотизера. Его цель – не просто добыча, а “большая высота”, окончательная и бескомпромиссная.

Нагнетание лексики с коннотациями опасности и риска порождает еще один мотив – смерти.

Сцена удачной охоты начинается с неожиданного риторического вопроса,

обращенного к лирическому “ты”. Фраза лишена всякой жалости: персонаж сосредоточен на технике стрельбы, которую тут же демонстрирует. Шум крыльев раненой птицы становится единственным звуком в визуальном ряду лирического повествования.

Жертва “уходит в синеву”, тонет в “бездонном небе”, как в глубоком океане, – стилистическая фигура вновь напоминает о единстве противоположных точек вертикали.

Развязка финала “Дикаря” характерна для бунинской поэтики. Вечная природа остается безучастной к гибели птицы: кровь грифа, которая сравнивается с упавшей звездой, смывается “волною изумруда”.

Двукратное повторение приметной лексемы “стремь” задает начальные координаты художественного пространства. Редкое слово, имеющее старославянские корни, обладает значениями: “вниз”, “обрывистый”, “крутой”. Интересно, что лексема “стремь” стала заглавием произведения Вяч. Иванова, созданного примерно на пять лет ранее бунинского.

Хотя поэт критически относился к символистам, в этом случае можно говорить об интертекстуальных связях. Образ “горного стрелка” в трактовке Иванова также исполнен решимости и отваги. Его “дикарь” идет “чрез дебрь и кручь”, только путь пролегает вниз, а не вверх.

Стоя на самом краю бездны, герой любуется панорамой озер и рек, раскинувшихся в долине.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бунина “Дикарь”