Прозаические произведения Батюшкова

Обзор литературной деятельности Батюшкова был бы неполон без характеристики его прозаических произведений. Как прозаик Батюшков остался вне той традиции реально-бытовой прозы, которая в первые десятилетия XIX в. была представлена произведениями А. Е. Измайлова и В. Т. Нарежного. Первый прозаический опыт Батюшкова – повесть из времен князя Владимира “Предслава и Добрыня” (1816) – относится к жанру сентиментальной исторической повести, сложившемуся в русской литературе под влиянием Н. М. Карамзина (например, “Марьина роща” В. А. Жуковского).

Но дальше по этому пути Батюшков не пошел и даже не включил свою повесть в “Опыты в стихах и прозе”. Позднее Батюшков пишет прозаический этюд совершенно иного характера: “Прогулка по Москве”.

Это довольно большой очерк, в котором автор очень верно и метко нарисовал ряд картин Москвы, нравов и обычаев “забавных москвичей”. Писатель находит, что московская жизнь представляет “обширное поле для комических авторов”, которые, к сожалению, “мало чувствуют цену собственной неистощимой руды”. Намечая такие творческие перспективы, Батюшков иронически отзывается о “модных писателях, которые проводят целые ночи на гробах и бедное человечество пугают привидениями, духами, страшным судом, а более всего своим слогом”. В “нынешний век меланхолии” автор предпочитает пойти “на Кузнецкий мост, где все в движении, все спешит”, и посмотреть, куда устремлено это движение.

Трудно сказать, почему и этот свой прозаический опыт Батюшков не включил в “Опыты”. Не находил ли он свой очерк слишком необычным, смелым?

На первом месте в “Опытах” Батюшков поместил известную “Речь о влиянии легкой поэзии на язык”. Вместе со статьей “Нечто о поэте и поэзии” эта речь стала одним из манифестов новой русской эстетики. Сюда примыкают статьи Батюшкова о М. В. Ломоносове и А. Д. Кантемире, а также статья “Прогулка в Академию художеств” (1814) – один из первых образцов русской художественной критики.

В жанре путевого очерка и в форме письма к приятелю написан этюд “Путешествие в замок Сирей”. Автор отказывается от шаблонной манеры сентиментальных “путешествий”: “Не стану следовать похвальной привычке путешественников, не стану украшать истину вымыслами”. Очеркист очень точно и просто описывает все виденное им во время поездки в замок, где долгие годы провел Вольтер.

В этом очерке, как и в “Прогулке по Москве”, Батюшков развивает те реалистические тенденции, которые составляют сильную сторону “Писем русского путешественника” Карамзина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Прозаические произведения Батюшкова