Анализ стихотворения Батюшкова “На развалинах замка в Швеции”
Стремясь расширить границы элегического жанра, автор обращается к героико-исторической тематике. В качестве ближайшего литературного контекста творения Батюшкова 1814 г. исследователи называют произведение поэта-сентименталиста Маттисона, мастера минорной пейзажной зарисовки. Анализируемое стихотворение является вольным переложением элегии немецкого автора, созданной под впечатлением от развалин старого замка.
В русской версии сентиментальной темы усиливаются мотивы мрачного очарования северной природы. Перед одиноким героем
Прогуливаясь по прибрежному лесу, наблюдатель находит в чаще руины древней крепости.
Противоречивые чувства, охватившие лирическое “я” при виде старинных “мшистых твердынь”, выражены оксюмороном. Его компонентами выступают конструкции “мертвый сон” и “живет воспоминанье”. Созерцатель, погруженный в “безмолвие ночное”, предается “сладкому мечтанью”.
В его воображении моделируется художественное пространство
Боевой опыт трансформирует нетерпеливого “юношу”, трепещущего подобно горячему коню, в мужчину – смельчака и добытчика, продолжающего дело гордых предков.
Эпический размах фрагментов прошлого сменяется грустными раздумьями лирического героя. Отважное племя детей “брани и свободы” исчезло, оставив потомкам лишь следы “угрюмой древности”. Автор противопоставляет канувшую в небытие героическую мощь старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего.
Характерно, что идеализированное пространство легендарных лет изобилует исполинами и богатырями, а современный пейзаж пустынен и молчалив.
Погибают достойные, сильные и отважные – к такому философскому выводу приходит субъект речи, отказываясь акцентировать внимание на причинах гибели совершенного мира. Пессимистический итог предопределен трагическим ходом истории, который становится источником романтического разочарования. Лишь воспоминание, полное уважения к ушедшим обладателям “славы юных дней”, способно примирить героя с действительностью.
- Анализ стихотворения “К друзьям” Батюшкова “К друзьям” (1815). В данном послании Батюшков признался: И жил так точно, как писал… Ни хорошо, ни худо! Счастливые виденья его легкокрылых стихов говорили больше о потребности сердца, чем о реальных праздниках. Батюшков был “поэтом радости” только в мечтах. Поэт гордится не искусством рифм и слов, а искренностью чувства, тем, что в его лирических произведениях […]...
- Анализ стихотворения “Ты хочешь меду, сын?..” Батюшкова “Ты хочешь меду, сын?..” (1821). Это стихотворение заключает цикл “Подражания древним”, который Батюшков напишет уже будучи больным человеком. Поэт не мог сладить с раздвоенностью своего мироощущения. Восхищение жизнью все чаще побеждалось видением мрачных ее сторон. Но несмотря ни на что, в самом стихотворении побеждает пушкинская вера в человека: Ты хочешь меду, сын? – так жала […]...
- Анализ стихотворения Батюшкова “Вакханка” Значительную часть своих ранних стихотворений Батюшков относил к легкой поэзии. Понимание этого определения он изложил в статье “Речь о влиянии легкой поэзии на язык”, датированной 1816 годом. Согласно мнению Константина Николаевича, легкая поэзия объединяет в себе жанры либо отсутствовавшие в системе классицизма, либо существовавшие на ее периферии. Например, речь идет о песнях, стихотворных сказках и […]...
- Анализ стихотворения “Ты пробуждаешься, о Байя…” Батюшкова “Ты пробуждаешься, о Байя…” (1819). Эту элегию Батюшков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских императоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит горечь. Для поэта в этот период она необходимый источник вдохновения: Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении Аврориных лучей, Но не отдаст тебе багряная денница Сияния протекших дней, Не […]...
- Анализ стихотворения К. Батюшкова “Как счастье медленно приходит” К творчеству К. Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: “Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный […]...
- Анализ стихотворения Батюшкова “Гремит повсюду страшный гром…” В письме Батюшкова к Дашкову, датированном августом 1812 года, содержится стихотворение под названием “На членов Вольного общества любителей словесности”. Произведение представляет собой эпиграмму, направленную против литературно-общественной организации Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, с перерывами осуществлявшее деятельность в период с 1801 по 1826. У его истоков стояли выпускники гимназии при Академии наук, при этом […]...
- Антологические стихотворения Константина Николаевича Батюшкова Крупным событием в литературе явился выход в 1817 г. “Опытов в стихах и прозе” (в двух частях) К. Н. Батюшкова. Наряду со сборником стихотворений В. А. Жуковского эта книга ознаменовала новый этап в развитии русской поэзии от Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина к А. С. Пушкину, Е. А. Баратынскому, Ф. И. Тютчеву. В […]...
- Стихотворения 1812-1814 годов Константина Николаевича Батюшкова В 1807 г. К. Н. Батюшков вступил в ополчение, чтобы участвовать в войне против Наполеона. В сражении под Гейльсбергом он был ранен. Оставив военную службу, Батюшков с весны 1812 г. служил в петербургской Публичной библиотеке помощником хранителя рукописей. Обстоятельства привели его в Москву незадолго до того, как ее оставили русские войска. Поэт наблюдал поток беженцев, […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…” Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении ” С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…” герою, погруженному в “тревожный полусон”, видится “тихий кроткий лик” возлюбленной, ее сочувственная улыбка. Красота женского образа, явленного воспоминанием, всегда возвышенна, озарена […]...
- Краткая история Швеции в датах. История Швеции Исторические хроники утверждают, что первые жители на территории современной Швеции появились примерно в 8 тысячелетии до н. э. Наскальные рисунки в пещерах свидетельствуют о наличии цивилизации в поздний каменный век. В VI веке до н. э. между доисторической Швецией и ее Европейскими соседями происходили торговые контакты. Ну, а в период с I по V-VI вв. […]...
- “Батюшков” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Батюшков” Мандельштам написал в 1932 г. В это время они с женой жили в Доме Герцена. На стене их комнаты висел автопортрет Батюшкова. Но автопортрет был только поводом для обращения к поэзии Батюшкова. Для Мандельштама мотивы творчества поэта-романтика были близки и важны. Мандельштам дорожил прижизненным изданием Батюшкова, которым обладал. Литературное направление и […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Ковыль” Интертекстуальная связь между произведением, созданным в 1894 г., и “Словом о полку Игореве” задается эпиграфом. Последний представляет собой лирическое восклицание повествователя, полное горьких предчувствий и отчаяния. Бунин переносит особенности эмоционального тона “Слова” в свое стихотворение, дополняя его размышлениями. Фраза из эпиграфа в переводе Майкова повторяется в тексте “Ковыля”. Произведение состоит из двух частей: первая из […]...
- Анализ стихотворения Фета “Прости! во мгле воспоминанья…” Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического “я”? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ “пылающего камина”. К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак – молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. […]...
- Прозаические произведения Батюшкова Обзор литературной деятельности Батюшкова был бы неполон без характеристики его прозаических произведений. Как прозаик Батюшков остался вне той традиции реально-бытовой прозы, которая в первые десятилетия XIX в. была представлена произведениями А. Е. Измайлова и В. Т. Нарежного. Первый прозаический опыт Батюшкова – повесть из времен князя Владимира “Предслава и Добрыня” (1816) – относится к жанру […]...
- Анализ стихотворения Баратынского “Финляндия” Северный пейзаж, изображенный в произведении 1820 г., был хорошо знаком начинающему автору: с финской землей его связывали пять лет военной карьеры. Стихотворение служит своеобразной отправной точкой, с которой начался путь Баратынского к известности. Лишь несколько лет отделяют его от настоящей популярности и звания мастера элегического жанра. Зачин обозначает позицию “певца”: романтический герой находится среди высоких […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Желание” Произведение 1811 г. развивает одну из излюбленных тем поэта – романтическую идею двоемирия, разделяющую художественное пространство на реальный и идеальный планы. “Очарованное Там”, которое в “Желании” именуется “волшебным краем чудес”, составляет основной предмет внимания лирического героя. Картина реального мира изображена скупо. В ней выделяются “дол туманный” и “мрак густой”. Особенности выбора лексики указывают на сумрачный, […]...
- “Письмо к сестре” анализ стихотворения Есенина, сочинение В стихотворении Сергея Есенина “Письмо к сестре” в полной мере раскрывается мир переживаний, эмоций и воспоминаний поэта. Он свободно говорит о своем детстве, легко переходит на глобальные обобщения и яркими штрихами рисует картины своего счастья и тоски по прошлому, старается наметить и тончайшую тропинку в будущее, когда его вспомнят на родной земле близкие люди. Лирическое […]...
- Анализ стихотворения “Я помню время золотое…” Тютчева Ф. И Стихотворение Ф. Тютчева “Я помню время золотое…” посвящено А. М. Крюденер. Увлечение поэта ею относится к первым годам его пребывания в Баварии. Сюжет произведения описывает радостную сцену свидания влюбленных. Но эти светлые жизненные минуты находятся лишь в воспоминаниях. Лишь мысленно лирический герой может перенестись в то почти уже нереальное время и пространство, где был счастлив: […]...
- Эстетическая программа Константина Николаевича Батюшкова Константин Николаевич Батюшков (1787-1855). Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах: “Нечто о поэте и поэзии” (1815), “Речь о влиянии легкой поэзии на язык” (1816). В статье “Нечто о поэте и поэзии” содержатся типичные для романтической эстетики утверждения: здесь, например, говорится, что поэзия – это “пламень небесный, который менее или более входит в состав души […]...
- Анализ стихотворения Маяковского “Гимн судье” В конце зимы 1915 г. молодой поэт начинает сотрудничество с журналом “Новый Сатирикон”. Вскоре на страницах издания появляется “Гимн судье”. Он открывает серию знаменитых памфлетов, которые являются первым этапом становления оригинального сатирического метода Маяковского. Автор, позиционирующий себя как противник литературных традиций, прибегает к проверенному временем методу – классической форме сатирической сказки. Место ее действия нарочито […]...
- Биография Константина Батюшкова Дата рождения: 29 мая 1787 года Дата смерти: 19 июля 1855 года Место рождения: село Даниловское Константин Николаевич Батюшков – поэт и учитель Пушкина. Батюшков К. Н. родился в семье, которая принадлежала к старинному роду Батюшковых и был хорошо образован. Близко дружил с Гнедичем, Жуковским, князем Вяземским. Участвовал в боевых действиях. В 1818 будучи с […]...
- Анализ стихотворения Фета “На стоге сена ночью южной…” Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими “Снами”. Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны: в варианте Тютчева огненная бесконечность окружает “волшебный челн” лирического “мы”, и люди становятся свидетелями грандиозного противоборства космического и хаотического начал. В анализируемом произведении отсутствует трагический […]...
- Художественное мастерство Батюшкова Лирика Батюшкова стала выражением конкретного переживания личности в его сложности, в его многогранности, в его оттенках. В этом отношении В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков делали общее дело. После них стала уже невозможной поэзия абстрактных “чувств”, рационализированных, условных “страстей”. В. Г. Белинский заметил: “Чувство, одушевляющее Батюшкова, всегда органически жизненно” (VII, 235). Это был перелом, […]...
- Краткая биография Батюшкова Константина Николаевича Родился 29 мая 1787 года в Вологде. Родители Батюшкова – дворяне. Мать, Александра Григорьевна умерла, когда сыну было восемь лет. Александра Григорьевна страдала психическими расстройствами. Батюшков получил домашнее образование, с 1797 года учился в пансионах Петербурга, уделяя особое внимание изучению иностранных языков. С 1802 года Батюшков служит в министерстве народного просвещения. Самостоятельно изучает философию, иностранную […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Сонет” В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества – человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей – завоевателя и охотника, воина и моряка – неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя. Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. […]...
- Анализ стихотворения В – В – Маяковского Лиличка! Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плану Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения В. В. Маяковского “Лиличка!” Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плану Стихотворение “Лиличка!”, написанное Владимиром Маяковским в 1916 году, было создано в качестве последнего письма, но обрело очертания крика, исполненного боли, вдогонку уходящей любимой женщине. Автор даже структурирует текст на рванные строки, усиливающие накал, создающий напряженное настроение произведения. Каждое слово […]...
- Анализ стихотворения Бунина “На пруде” В произведении, появившемся в 1887 г. и подвергнутом нескольким редакциям, начинающий поэт изображает погожее утро на водоеме, расположенном недалеко от деревни. Стихотворение начинается с лаконичных определений обстоятельств лирического повествования: утренний час, спокойный пруд, стаи ласточек. Последний образ порождает аллюзии на строки Фета. Сходны и детали художественного пространства. В варианте Фета также появляется лирический герой, “праздный […]...
- Анализ стихотворения Бунина “В горах” Произведение, датированное февралем 1916 г., принадлежит к небольшой группе стихотворений, в которых автор размышляет о природе и предназначении поэтического слова. Идейное содержание “В горах”, заключенное в форму сонета, нельзя посчитать прозрачным: оно усложнено и требует читательского соучастия в разгадке подтекста. Зачин содержит парадоксальный афоризм, декларирующий принципиальную невозможность передать словом поэтическое переживание. Ошеломив слушателя чеканной, но […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Все лес и лес. А день темнеет…” Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и “божий мужичок”, добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, – многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции. Стихотворение, датированное 1899 […]...
- Упоминания о связи Батюшкова с Вольным обществом К числу наиболее загадочных страниц биографии Константина Батюшкова (и вместе с тем – к числу наиболее загадочных эпизодов русской литературной жизни начала XIX века вообще) принадлежит история его сотрудничества с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств. Исследовательская традиция придает факту участия молодого поэта в деятельности этой организации особое значение: если верить устоявшимся мнениям, Вольное […]...
- “Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, […]...
- Анализ стихотворения “Гамлет” Пастернак “Гамлет” (1945-1955). Это стихотворение открывает цикл стихов Юрия Живаго, главного героя одноименного романа Пастернака. В романе дана история как драматическое действие, в центре которого художник. В стихотворении “Гамлет” лирический герой чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего “сумрака ночи”. Он нравственно противостоит власти лжи, противится мраку: Я один, все тонет в фарисеистве. Жизнь прожить […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Вечер после дождя” Состояние спокойной меланхолии, гармонирующее с пейзажной картиной, отображено в лермонтовском произведении, которое создано в 1829-30 гг. Лирический герой наблюдает из окна за вечереющим небом. Поэтический текст отражает движение взгляда созерцателя, который охватывает небосклон и панораму, состоящую из крыш церквей, домов и верхушек труб. Торжественная красота угасающего дня передается при помощи лексики, характерной для романтической поэзии: […]...
- Анализ стихотворения Фета “У камина” Образ деревенской усадьбы как идеального пространства – главная тема фетовской лирики. В опоэтизированном мире, противостоящем диссонансам городской жизни, не места конфликтам, и плоды труда человеческого – господский дом и ухоженный сад – слиты с природой. Гармоничное окружение побуждает героя к творчеству: его чувствительной душе здесь слышнее “песни нежных муз”. Теплое, уютное и надежное прибежище – […]...
- Анализ стихотворения “Еще майская ночь…” Фет А. А Стихотворение Фета “Еще майская ночь…” (1857) наполнено природными зарисовками майской ночи. Лирический герой восхищается тем, что ему выпала возможность “увидеть” негу ночи. Он благодарит за это родной полночный край. И хотя май – последний месяц весны, но у лирического героя он появляется именно “из царства льдов, из царства вьюг и снега”. Поэтому май именно вылетает […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Итак, опять увиделся я с вами…” Появление стихотворения связано с поездкой автора в родовое поместье Овстуг летом 1846 г. Тем же временем датирована первая редакция художественного текста, вторая версия появилась тремя годами позднее. В письме, адресованном супруге, поэт жалуется на “полнейшую и окончательную скуку”, захватившую его жизнь в деревне. Здесь же Тютчев пишет о “зачарованном мире детства”, который давно и бесследно […]...
- “Предчувствия”, анализ стихотворения В стихотворении создан характерный для поэзии Рембо образ бродяги-путешественника, который жаждет слияния с природой и миром. Природа для поэта не символ и храм, а живое существо, которое можно познать лишь с помощью чувств. С помощью природы и в ней непосредственно, лирический герой ощущает свое “я”. Он неугомонный в поисках, неудержимый в чувствах, внутренняя энергия его […]...
- Анализ стихотворения “Желание” Лермонтова План История создания Тема стихотворения Лирический сюжет Настроение стихотворения Лирический герой и его своеобразие Художественно-выразительные средства, используемые автором Идея стихотворения История создания Анализ стихотворения Лермонтова “Желание” следует начать с истории его создания. Это стихотворение поэт пишет в шестнадцатилетнем возрасте – в 1831 году. Лермонтов выражает в нем наивную романтическую мечту обрести свое место в жизни. […]...
- Война 1812 года в стихотворениях Жуковского “Певец во стане русских воинов” и Батюшкова “К Дашкову” Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы – почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война – […]...
- Поэзия возвышенного и героического (творчество К. Батюшкова) Константин Батюшков прожил по меркам века ушедшего жизнь долгую, но имел несчастливую и драматическую судьбу. Тридцати трех лет от роду болезнь его души приняла необратимый характер, и, неизлечимо больной, он провел вторую половину своей жизни, отгородившись от мира черным занавесом безумия. В 1830 году его навестит младший его товарищ Александр Пушкин. Батюшков его не узнает. […]...