“Чудная картина” анализ стихотворения Фета



Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год).

Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

В произведении ярко прослеживаются Основные мотивы – очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий

в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Основным Изобразительным средством стихотворения выступают Эпитеты : “чудная картина”, “блестящий снег”, “одинокий бег”, “небес высоких”, “полная луна”. Оценочный эпитет “чудная” выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует Олицетворение (“и саней далеких одинокий бег”)

и Инверсия (“небес высоких”, “саней далеких”), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути.

В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука “р”, а во второй использует аллитерацию звука “с”, позволяющую передать ощущение света.

Поэт обращается во второй строфе к Повтору-перифразу (“полная луна” – “свет небес”, “белая равнина” – “блестящий снег”). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная Цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Фет использует в “Чудной картине” Прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения “ты” и краткого прилагательного “родна” (“как ты мне родна”). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней.

Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен Трехстопным хореем. Фет использовал в “Чудной картине” перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность Образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ритм: выше (“полная луна”), шире (“свет небес высоких”), ниже (“блестящий снег”), уже (“и саней далеких”). Ключевое слово “бег” объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение.

Неподвижный ранее мир становится движущимся.

На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения (“чудная картина”) сменяется объективным описанием пейзажа (“белая равнина”, “полная луна”), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску (“свет небес”, “блестящий снег”). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Чудная картина” анализ стихотворения Фета