Анализ стихотворения ФЕТА “ЛАСТОЧКИ”

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА “ЛАСТОЧКИ”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение “Ласточки” было написано А.А. Фетом в 1884 году. Основная тема его – непостижимость творческого процесса, вдохновения.

В нем присутствуют как элементы пейзажа, так и элементы философского размышления.

В основе композиции стихотворения – сопоставление при­родного явления и процесса человеческой жизни. Полет лас­точки “над вечереющим прудом”, ее “дерзновенье” напомина­ют поэту о природе вдохновенья как о чем-то запредельном,

далеком от обыденности.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть – это картина природы, описание полета ласточки, целиком захватившего лирического героя. Здесь мы видим постепенное развитие темы. Сначала он просто обо­значает явление – свой неизменный интерес к природе:

Природы праздный соглядатай,

Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом.

Затем явление конкретизируется – теперь мы явственно видим этот вечерний пейзаж. Одновременно герой обозначает здесь и свои собственные чувства:

Вот понеслась

и зачертила –

И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила – Молниевидного крыла.

Следующие строчки – своеобразная кульминация, пере­ломный момент в развитии темы. Лирический герой обраща­ется мыслью к вдохновению. И это уже вторая часть произве­дения. Мы видим, что процесс творчества для него – это чудо, таинство, нечто выходящее за рамки обыденной жизни:

Не так ли я, сосуд скудельный,

Дерзаю на запретный путь,

Стихии чуждой, запредельной,

Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная, поэт использует различные средства художе­ственной выразительности: метафору и риторический вопрос (заключительная строфа), эпитет (“сосуд скудельный”, “мол­ниевидного крыла”), анафору (“И снова то же дерзновенье И та же темная струя”).

Произведения для сопоставления: В.А. Жуковский “Невырази­мое”, Ф.И. Тютчев “Silentium”, А. А. Ахматова “Творчество (“Бы­вает так: какая-то истома…”)”

Скрепа: Мотив непостижимости творческого процесса; мотив дерзости художника, стремящегося передать живую жизнь в красках и словах; вдохновение как таинство.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения ФЕТА “ЛАСТОЧКИ”