Анализ стихотворения Фета “Зреет рожь над жаркой нивой…”

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей “натуральной школы” и “чистого искусства”. Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники “натуральной школы” считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм.

Приверженцы “чистого искусства” старались в творчестве максимально отстраниться от

проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом “чистого искусства” был и Фет.

Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика – это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасиевича фиксировались переходные моменты и состояния природы.

Таково и произведение “Зреет рожь над жаркой нивой…”, датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное

в журнале “Русский вестник” в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:
…Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Афанасий Афанасиевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж – истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь – растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина – еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России.

Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным “безбрежный”. Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика – переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасиевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова “золотой” в произведении “Зреет рожь над жаркой нивой…” веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба.

Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Зреет рожь над жаркой нивой…”