Анализ стихотворения Фета “Облаком волнистым…”
Короткое произведение 1843 г. – пример виртуозного владения искусством изображать сиюминутные переживания, ключевым для жанра стихотворной миниатюры. Тематика текста основана на обыденном событии. О нем заявляет лирический субъект, личность которого намеренно лишена автором каких-либо конкретизирующих черт.
Мотив неопределенности, знаковый для фетовской художественной манеры, позволяет формировать разные трактовки идейного содержания. Вариации смысла обогащают произведение, кажущееся простым по стилю.
Фрагмент пейзажной зарисовки,
Указывая на движение объекта, лирическое “я” продолжает нагнетать ситуацию неясности. Ее не разрешает даже следующее уточняющее замечание, содержащее неопределенное местоимение “кто-то”. Единственная четко оконтуренная деталь – “лихой конь” – передает стремительность перемещения загадочного
Финальное двустишие резко меняет и сюжетное русло, и тематику стихотворения. В этом эпизоде поэт применяет излюбленный метод ассоциаций: случайный всадник напомнил лирическому “я” о дорогом сердцу человеке, разлуку с которым он переживает. Поэтическая миниатюра заканчивается эмоциональным призывом к другу, тем самым преображая мотив движения в мотив памяти.
Даль, ставшая доминантой скупого пейзажа, переосмысливается как мучительная отдаленность от товарища или любимого, которую остро переживает герой или героиня.
В концовке меняется и художественный хронос: глаголы в настоящем времени, отражающие процесс наблюдения, сменяются лексемой в будущем времени, обозначающей заветное желание.
Тоскливо-тревожные интонации поддерживаются на уровне ритмического рисунка: нечетные строки лишены рифмы и создают состояние нестабильности, расплывчатости. Трехстопная хореическая строка “Облака…” напоминает еще одно фетовское творение, появившееся годом раньше. Художественное пространство ” Чудной картины…” устремлено не только вдаль, но и вверх, охватывая “свет небес” над “белой равниной”.
Пейзажную зарисовку дополняет эмоциональная оценка, повествующая о любви к родному краю, укрытому светлым блестящим покрывалом.
Related posts:
- Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета “Чудная картина…” и “Облаком волнистым…” Чудная картина, Облаком волнистым Как ты мне родна: Пыль встает вдали; Белая равнина, Конный или пеший – Полная луна, Не видать в пыли! Свет небес высоких, Вижу: кто-то скачет И блестящий снег, На лихом коне. И саней далеких Друг мой, друг далекий, Одинокий бег. Вспомни обо мне! 1842 1843 Как известно, А. А. Фет четко […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ива” В поэтическом тексте 1854 г. классическая тема любовного свидания служит отправной точкой для развития лирического сюжета. Его основная часть посвящена описанию дерева, под которым присела гуляющая пара. Внимательный созерцатель увлечен разглядыванием двух деталей пейзажа – ивы и водной глади, к которой наклонились ее ветви. Интересно, что к изображению дерева относится только оценочный эпитет “чудные”, характеризующий […]...
- Анализ стихотворения Фета “Кричат перепела, трещат коростели…” В фетовскую лирику второй половины 50-х гг. XIX в. привносятся пессимистические мотивы. Ночной пейзаж, доминантой которого становится яркий костер, вызывает тревогу. Сравнение ельника со сборищем “пьяных гигантов” усиливает диссонанс, а “лениво и скупо” освещенный день не только свидетельствует о подавленном настроении лирического “я”, но указывает на безнадежность, бесперспективность жизненного пути. Тема ожидания смерти, которая развивается […]...
- “Майская ночь” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение Афанасия Фета “Майская ночь”, созданное в 1870 году, вошло в сборник стихов “Вечерние огни”. Оно относится к Любовной лирике и посвящено Марии Лазич, трагически погибшей возлюбленной поэта. В молодости поэт не решился связать себя с ней узами брака из-за материальных трудностей, а 25-летняя девушка вскоре после расставания погибла на пожаре. В сборнике целый […]...
- Анализ стихотворения ФЕТА “ЛАСТОЧКИ” АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА “ЛАСТОЧКИ”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Ласточки” было написано А.А. Фетом в 1884 году. Основная тема его – непостижимость творческого процесса, вдохновения. В нем присутствуют как элементы пейзажа, так и элементы философского размышления. В основе композиции стихотворения – сопоставление природного явления и процесса человеческой жизни. Полет ласточки “над вечереющим прудом”, ее “дерзновенье” напоминают […]...
- Анализ стихотворения Фета “Буря” “Вечерние огни” – итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый критик и философ Николай Страхов назвал “Вечерние огни” чистой поэзией. Он отметил, что примеси прозы нет ни в мыслях, ни в образах, ни в звуках. […]...
- “Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Морская даль во мгле туманной…” “Морская даль во мгле туманной…” (1857) – одно из наиболее выдающихся описаний морского пейзажа в русской лирике девятнадцатого столетия. К морской тематике в творчестве Фет пришел не сразу. Интерес к ней возник в 1840-е годы вместе с повышенным вниманием к античной поэзии. Впечатления, положенные в основу большинства стихотворений о море, получены Афанасием Афанасиевичем во время […]...
- Анализ стихотворения Фета “Летний вечер тих и ясен…” Короткое произведение 1847 г. начинает природная зарисовка, создающая умиротворяющую картину окончания погожего теплого дня. Покой и безмятежность – такие впечатления оставляет визуальный ряд, состоящий из образов деревьев, закатного неба и блестящей речной воды. Изображение тихого вечера лишено резких контрастов и стремительных изменений, однако детали картины выглядят живыми, рельефными, выразительными. Эффект достигается путем чередования объектов внимания, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Еще люблю, еще томлюсь…” Позднее творчество поэта расцвечено любовной тематикой, причины загадочного появления которой не раскрыты до сих пор. Часть стихотворений ретроспективна, и ее связывают с трагической гибелью Марии Лазич, мучительными воспоминаниями об утраченном счастье. Однако имеются и другие творения, изображающие свежие и яркие переживания. Критики и читатели с удивлением встречают в фетовских стихах, написанных за один-два года до […]...
- Анализ стихотворения Фета “Как здесь свежо под липою густою…” Фету удавалось создавать необыкновенные пейзажные стихотворения, наполненные яркими красками, запахами, звуками. Его картины природы настолько точны, настолько богаты на детали, что кажутся осязаемыми. В небольшой зарисовке “Как здесь свежо под липою густою…” изображен жаркий летний день. В анализируемом тексте перед читателем предстает постепенное расширение пространства. Сначала взгляд поэта сосредоточен на лирическом герое, нашедшем спасение от […]...
- Анализ стихотворения Фета “Перекресток, где ракитка…” 1842 годом датированы поэтические тексты, составившие небольшой цикл “Гадания”. Заглавие отражает основную тему стихотворений – святочные забавы, участницами которых становятся молодые девушки. Тематика цикла восходит к знаменитой “Светлане” Жуковского, а также пушкинскому “Онегину” и колоритной гоголевской “Ночи перед Рождеством”. Фетовские творения наследуют особую атмосферу старинного праздника, в которой веселое любопытство и озорство юности сочетаются с […]...
- “Сияла ночь. Луной был полон сад” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение “Сияла ночь” было написано А. Фетом 2 августа 1877 года. Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и посвятил Татьяне Берс (в замужестве Кузминской). Сестра жены Л. Толстого и прототип образа Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, Татьяна замечательно пела на этом вечере, и чувства поэта к ней легли в основу стихотворения. […]...
- Анализ стихотворения Фета “На стоге сена ночью южной…” Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими “Снами”. Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны: в варианте Тютчева огненная бесконечность окружает “волшебный челн” лирического “мы”, и люди становятся свидетелями грандиозного противоборства космического и хаотического начал. В анализируемом произведении отсутствует трагический […]...
- Анализ стихотворения Фета “Узник” Произведение 1843 г. отличается необычным зачином: персонаж, заключенный под стражу, сосредоточен не на сложностях своего положения, а на деталях пейзажной зарисовки, которые можно заметить из окна камеры. Герой слышит шум густой зелени, видит пышную листву, охарактеризованную сравнением “шатер”, основанным на метафоре. В дальней перспективе появляются лодки, скользящие по воде. Яркий облик и динамичность хода позволяют […]...
- Анализ стихотворения Фета “Фонтан” В произведении, созданном летом 1891 г., необычное наполнение приобретает лирическое “мы”, от лица которого моделируется художественное пространство. “Ночь и я” – одинаково “безмолвные”, спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла. Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и […]...
- Анализ стихотворения Фета “На качелях” Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина тому – особая эмоциональная память поэта. Могли пройти годы, прежде чем какое-либо сильное потрясение находило отражение в лирике. При этом кажется, что со временем воспоминания […]...
- Анализ стихотворения Фета “Деревня” Поэтический текст 1842 г. относится к раннему периоду творчества, ко времени обучения автора в Московском университете. Тогда же фетовские произведения напечатали два столичных журнала. Публикациям в периодике предшествовал выход первого сборника, который был оценен критиками как многообещающий, хотя во многом подражательный. Настроение “Деревни” задает лексическая анафора “люблю”, которая напоминает читателю лермонтовскую “Родину”, созданную годом раньше. […]...
- Анализ стихотворения Фета “На корабле” Большинство произведений из небольшого фетовского цикла на морскую тематику посвящено пейзажным зарисовкам, рождающим живописный, пластичный и многоликий образ вечной стихии. Идейное содержание стихотворного текста “На корабле”, датированного 1856-1857 гг., выбивается из общего ряда. Здесь на переднем плане – переживания и философские заключения лирического героя, совершающего морское путешествие. Для их изображения поэт прибегает к популярному в […]...
- Анализ стихотворения Фета “Серенада” В художественном мире Фета поздний вечер нередко знаменует собой время успокоения и отдыха. Шум и говор “скучного голоса дня” сменяется тишиной и далекими приглушенными звуками. Зажегшиеся звезды предваряют явление “неподвижной”, “немой” ночи. В идейную концепцию “вечерней” тематики органично вписывается мотив сна, возникающий в произведениях ” Теплым ветром потянуло…” или ” Перекресток, где ракитка…” Разрабатывая тему, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Зреет рожь над жаркой нивой…” Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей “натуральной школы” и “чистого искусства”. Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники “натуральной школы” считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы “чистого искусства” старались в […]...
- Анализ стихотворения Фета “Тополь” Осеннее увядание и наступление “жестокой поры” зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры. Мощные создания природы, они имеют связь как с горним […]...
- Анализ стихотворения Фета “Сосны” Стихотворение “Сосны” было впервые опубликовано в журнале “Современник” в 1855 году. Время в произведении идет по кругу. Все начинается с весны, сменившей зиму. Этому посвящены первая и вторая строфы. Последнее четверостишие – рассказ о переходе от осени к зиме. Фет описывает смену природных циклов как процесс вечного обновления. Участие в нем преподносится в качестве дара […]...
- Анализ стихотворения Фета Вечер Афанасий Фет написал свое произведение под названием, весьма кратким, но точным – “Вечер”. Оно было написано в 1855 году жизни поэта. Это произведение очень реалистично описывает природу и все эмоции, которые переживаешь, когда чувствуешь на себе эту погоду и окружающую природу поздно вечером, когда солнце заходит, когда закат появляется, когда ветерок тихо шуршит в ветвях […]...
- Анализ стихотворения Фета Поэтам Афанасий Афанасьевич Фет – человек необычный и самобытный. Недаром про него много критиков писали, что пишет он весьма экзотично, и что не каждый сможет понять его смысл стихов. Его произведение “Поэтам” было написано в 1890 году пятого июня. Недаром оно так называется, так как оно посвящается именно поэтам, которые являются его коллегами по работе. Само […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ты отстрадала, я еще страдаю В жизни Фета было лишь одно сильное чувство – любовь к Марии Козьминичне Лазич. Роман молодых людей окрашен в трагические тона. Поэт практически сразу признался девушке, что не сможет на ней жениться по финансовым обстоятельствам. Несмотря на это, Лазич предпочла не прекращать отношения. Сложная ситуация разрешилась велением судьбы. Жизнь Марии Козьминичны рано оборвалась. Девушка умерла […]...
- Анализ стихотворения Фета “Пчелы” Образ полосатых тружениц – одно из слагаемых фетовской природной зарисовки. В произведении ” Это утро, радость эта…” пчелы являются деятельными участницами счастливого весеннего обновления. Медоносному насекомому предоставлена честь исполнить “брачный гимн” для великолепной Розы, звучащий в стихотворном посвящении “царице” цветов. Образ получает и символическое значение: формула, уравнивающая лирическое “мы” с “пчелами на жизненном цветке”, связана […]...
- Анализ стихотворения Фета “Еще вчера, на солнце млея…” Фет – приверженец так называемого чистого искусства, в чьем творчестве ярко проявились черты импрессионизма. Его стихотворения – не четкие описания тех или иных явлений, а передача впечатлений, эмоций и чувств, ими порожденных. В лирике Афанасия Афанасиевича царили три темы: любовь, назначение поэта и поэзии, природа. Обо всем остальном он предпочитал посредством рифм не говорить. Фет […]...
- Анализ стихотворения Фета “Весна на дворе” Тема весны занимает значительное место в творческом наследии Фета. Поэт тонко чувствовал гармонию и красоту пробуждающейся природы, особое внимание уделяя описаниям переходных состояний. В его пейзажной лирике читатель обнаруживает огромное количество небольших и на первый взгляд не слишком значительных подробностей, касающихся жизни окружающего человека мира. Часто состояние природы перекликается с переживаниями лирического героя. Как правило, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Теплым ветром потянуло…” Реализации мотива сна в фетовской лирике разнообразны. В поэтических текстах, посвященных изображению природы, спокойствием сна объяты деревья и цветы, море и воздух, курганы и земля. Через мотив сна и грезы передаются авторские философские убеждения и движения души. Лирический герой именует свое внезапное прозрение, позволяющее приблизиться к тайнам бытия, пониманием “всемирного сна” природы. Окончание земного существования […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ночь крещенская морозна…” Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла “Гадания”, сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего – веселые и юные “сестрицы”, которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий. Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении ” […]...
- Анализ стихотворения Фета “Из дебрей туманы несмело…” Своими занятиями сельским хозяйством и жизнью в окружении природных красот Фет невероятно дорожил. Как человек умный и в предмете хорошо разбирающийся Афанасий Афанасиевич далеко не каждой погоде был рад. В письмах к друзьям и знакомым он нередко либо выражал недовольство засухой, либо опасался проливных дождей, ведь и то, и другое могло в итоге привести народ […]...
- Анализ стихотворения Фета “Весенние мысли” Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее. Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – “Уж верба вся пушистая…”, “Еще весны душистой нега…”, “Я пришел к тебе с приветом…”, […]...
- Анализ стихотворения Фета “В лунном сиянии” Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и “лунного серпа”, которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование “серебром окаймленной” темноты, отправляется на прогулку или с […]...
- “Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением. Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении […]...
- Анализ стихотворения А. А. Фета “Шепот, робкое дыханье…” Одна из самых известных миниатюр Фета. Она написана и напечатана в 1850 г. в журнале “Москвитянин” (“Шепот сердца…”). В измененном виде стихотворение появилось в 1956 г. и тотчас покорило сердца читателей. Его двенадцать строк проняты сильным чувством, а экономично подобранные слова рисуют яркие картины. Современники вспоминали, что это произведение очень нравилось Л. Толстому, который сказал […]...
- Анализ стихотворения Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь…” К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном из произведений лирический герой признается, что “ночью как-то вольнее дышать мне”. В другом говорит: “Каждое чувство бывает понятней мне ночью…”. В лирике Фета ночь не […]...
- Анализ стихотворения Фета “Как беден наш язык!…” Афанасий Фет вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик и мастер пейзажа. Его ранние стихотворения стали хрестоматийными благодаря своей легкости, изяществу и удивительно прекрасным образам, так виртуозно созданным этим поэтом. Тем не менее, более поздние произведения Фета лишены то грации и чистоты, которыми славятся ранние стихи. Причин для подобных метаморфоз несколько, и одна из […]...
- Анализ стихотворения Фета “Печальная береза…” Береза – один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В […]...
- Анализ стихотворения Фета “Еще одно забывчивое слово…” “Еще одно забывчивое слово…” – стихотворение, написанное в 1884 году и вошедшее во второй выпуск сборника “Вечерние огни” (1885). Если смотреть на расположение произведения в книге, то становится понятно – оно соотнесено одновременно с интимной и философской лирикой. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает герой преклонных лет. Любовь для него осталась в прошлом. Воспоминания о […]...