Анализ стихотворения Фета “Перекресток, где ракитка…”

1842 годом датированы поэтические тексты, составившие небольшой цикл “Гадания”. Заглавие отражает основную тему стихотворений – святочные забавы, участницами которых становятся молодые девушки. Тематика цикла восходит к знаменитой “Светлане” Жуковского, а также пушкинскому “Онегину” и колоритной гоголевской “Ночи перед Рождеством”.

Фетовские творения наследуют особую атмосферу старинного праздника, в которой веселое любопытство и озорство юности сочетаются с робостью и страхом. Гадания происходят на фоне

картин спящей природы: сказочная морозная ночь, яркая луна, похожая на зеркало.

С лаконичного изображения зимнего пейзажа начинается и короткий текст “Перекрестка”. В содержании первого катрена лидирует мотив сна, традиционный для “ночной” фетовской лирики. Картины всеобщего покоя и безмолвия представлены в ранних творениях ” Серенада” или “Теплым ветром потянуло…”.

В последнем из них вслед за уставшим гуртовщиком засыпает “поле тусклое”. Образ ракитки из анализируемого произведения также построен по антропоморфным принципам: дереву приписывается возможность дремать.

Исключая

начальное двустишие, весь стихотворный текст посвящен действиям людей. Показательно, что они отображаются не напрямую, а при помощи внешних, преимущественно акустических признаков. К их числу относятся тихий скрип старой калитки, звук проезжающих саней.

Автор сохраняет недосказанность лирического сюжета, обозначая неопределенным местоимением неизвестного участника, пробирающего “сторонкой” тихим поздним вечером. В ответ на скрип шагов и полозьев раздается “звонкой” веселый возглас, нарушающий общее безмолвие. Вопрос, в котором сконцентрированы любопытство, лукавство и стремление пошалить, завершает фетовскую миниатюру.

Радостные интонации, передающие спокойствие природы и бьющую через край энергию юности, поддерживаются на уровне стиля: легкий, невесомый слог основан на чередовании четырех – и трехстопного хорея.

Лирической ситуации, изображенной в анализируемом тексте, вторит стихотворение ” Полно смеяться! что это с вами?” Диалог девушек словно представляет сцену “Перекрестка” изнутри. Собравшись у амбара, смеющиеся участницы слушают, как неизвестный прохожий, для указания которого поэт опять обращается к лексеме “кто-то”, идет “вдоль закромов”. По характеру звуков гадающие стараются определить свое будущее.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Перекресток, где ракитка…”