Анализ стихотворения Фета “Ночь крещенская морозна…”



Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла “Гадания”, сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего – веселые и юные “сестрицы”, которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий.

Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении ” Помню я: старушка няня…”, где их заменяет лирический герой.

В тексте ” Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…” присутствует самая отважная из участниц, поскольку ритуал требует одиночества и тишины.

Открывает стихотворение краткая зарисовка природы, в которой фигурируют излюбленные доминанты фетовского пейзажа – ясная луна и мороз. Яркое и хорошо различимое ночное светило сравнивается с зеркалом. Троп предваряет смену тематики, в центре которой – очередная попытка узнать будущее.

В “Ночи крещенской…” сестры задумали гадать на луну: глядя в ее зеркальное отражение, можно увидеть жениха.

Фрагмент разговора, открывающий стихотворение, указывает на

количество участниц – их три. Исполнительница ритуала просит поддержки у товарок. Одна из подруг отказывается помочь, другая соглашается при условии, что останется стоять за избой.

Вторая часть произведения посвящена фантастическому видению, которое почудилось красавице в лунном отражении зеркальца. Ирреальному художественному пространству противопоставлен обыденный вид улицы с парой сторожевых собак. В зеркале все иначе: загадочные фигуры то множатся, то исчезают. Сначала девушка насчитывает пять таинственных “лиц”, затем их количество уменьшается до трех, а в концовке возрастает до одиннадцати.

Чешуя, о которой упоминает гадающая, позволяет предположить, что среди ликов возникает змея. Визуальные образы дополняются звуками собачьего лая и воя. Фантасмагорическая картина устрашает девушку, и она поспешно завершает обряд.

Участница ритуала считает, что заметила в зеркале “раскрасавца”-суженого. Открытый финал не конкретизирует, насколько правдиво это утверждение.

Детали видений, которые почудились смелейшей из “сестриц”, перечислены в стихотворении Ходасевича “Гадание”. Тень на стене, пляшущая перед лирическим субъектом, напоминает проделки шута – черта, которого боятся героини раннего цикла Фета.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “Ночь крещенская морозна…”