Анализ стихотворения Батюшкова “Гремит повсюду страшный гром…”
В письме Батюшкова к Дашкову, датированном августом 1812 года, содержится стихотворение под названием “На членов Вольного общества любителей словесности”. Произведение представляет собой эпиграмму, направленную против литературно-общественной организации Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, с перерывами осуществлявшее деятельность в период с 1801 по 1826. У его истоков стояли выпускники гимназии при Академии наук, при этом изначально именовалось оно по-другому – Дружеское общество любителей изящного. Среди членов
Ранний период деятельности общества (1801-07) отмечен свободолюбивыми настроениями, отрицательным отношением к тирании, крепостничеству, влиянием идей Радищева. В 1807 году сменился директор – место Борна занял Языков. С этого момента передовые демократические взгляды, которыми славилась организация, стали постепенно отходить на второй план, вытесняемые консерватизмом. В середине 1800-х гг. к Вольному обществу любителей словесности, наук
Во многом благодаря общению с ними Константин Николаевич начал пробовать свои силы в литературе и опубликовал первые лирические произведения.
К 1812 году деятельность организации носила по большей части характер несерьезный. Этим в первую очередь обусловлены нападки на нее Батюшкова в вышеназванной эпиграмме. В стихотворении описан настоящий конец света – повсюду гремит гром, вздулось море, стихии яростные пребывают в споре, с небес падают звезды.
Вот только апокалипсис ничуть не пугает людей, входящих в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Они совершенно спокойны и продолжают писать гусиным пером, несмотря на творящийся вокруг кошмар. Возможно, катастрофа, изображенная в стихотворении, – аллегорическая картина Отечественной войны, начавшейся между Российской империей и наполеоновской Францией в июне 1812 года.
Если предположение верно, то получается, что Батюшков обвинял членов Вольного общества в недостатке патриотизма. При этом у самого Константина Николаевича война только усилила патриотические чувства в душе. Поэт искренне желал защищать родину, но обстоятельства не позволили ему сразу отправиться в расположение действующей армии.
На фронт он попал только в июле 1813 года в качестве адъютанта при генерале Бахметеве.
Related posts:
- Упоминания о связи Батюшкова с Вольным обществом К числу наиболее загадочных страниц биографии Константина Батюшкова (и вместе с тем – к числу наиболее загадочных эпизодов русской литературной жизни начала XIX века вообще) принадлежит история его сотрудничества с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств. Исследовательская традиция придает факту участия молодого поэта в деятельности этой организации особое значение: если верить устоявшимся мнениям, Вольное […]...
- Анализ стихотворения “К друзьям” Батюшкова “К друзьям” (1815). В данном послании Батюшков признался: И жил так точно, как писал… Ни хорошо, ни худо! Счастливые виденья его легкокрылых стихов говорили больше о потребности сердца, чем о реальных праздниках. Батюшков был “поэтом радости” только в мечтах. Поэт гордится не искусством рифм и слов, а искренностью чувства, тем, что в его лирических произведениях […]...
- Анализ стихотворения “Ты пробуждаешься, о Байя…” Батюшкова “Ты пробуждаешься, о Байя…” (1819). Эту элегию Батюшков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских императоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит горечь. Для поэта в этот период она необходимый источник вдохновения: Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении Аврориных лучей, Но не отдаст тебе багряная денница Сияния протекших дней, Не […]...
- Анализ стихотворения “Ты хочешь меду, сын?..” Батюшкова “Ты хочешь меду, сын?..” (1821). Это стихотворение заключает цикл “Подражания древним”, который Батюшков напишет уже будучи больным человеком. Поэт не мог сладить с раздвоенностью своего мироощущения. Восхищение жизнью все чаще побеждалось видением мрачных ее сторон. Но несмотря ни на что, в самом стихотворении побеждает пушкинская вера в человека: Ты хочешь меду, сын? – так жала […]...
- Анализ стихотворения Батюшкова “Вакханка” Значительную часть своих ранних стихотворений Батюшков относил к легкой поэзии. Понимание этого определения он изложил в статье “Речь о влиянии легкой поэзии на язык”, датированной 1816 годом. Согласно мнению Константина Николаевича, легкая поэзия объединяет в себе жанры либо отсутствовавшие в системе классицизма, либо существовавшие на ее периферии. Например, речь идет о песнях, стихотворных сказках и […]...
- Анализ стихотворения Батюшкова “На развалинах замка в Швеции” Стремясь расширить границы элегического жанра, автор обращается к героико-исторической тематике. В качестве ближайшего литературного контекста творения Батюшкова 1814 г. исследователи называют произведение поэта-сентименталиста Маттисона, мастера минорной пейзажной зарисовки. Анализируемое стихотворение является вольным переложением элегии немецкого автора, созданной под впечатлением от развалин старого замка. В русской версии сентиментальной темы усиливаются мотивы мрачного очарования северной природы. Перед […]...
- Анализ стихотворения Блока “Его встречали повсюду В цикле стихов о Прекрасной Даме у Блока есть несколько произведений, которые лишь на первый взгляд не имеют никакого отношения к его избраннице Любовь Менделеевой. К ним, в частности, относится стихотворение “Его встречали повсюду…” , написанное в октябре 1902 года и раскрывающего перед читателями образ таинственного незнакомца, аскета и чудака. Однако героем этого произведения является […]...
- Краткая биография Батюшкова Константина Николаевича Родился 29 мая 1787 года в Вологде. Родители Батюшкова – дворяне. Мать, Александра Григорьевна умерла, когда сыну было восемь лет. Александра Григорьевна страдала психическими расстройствами. Батюшков получил домашнее образование, с 1797 года учился в пансионах Петербурга, уделяя особое внимание изучению иностранных языков. С 1802 года Батюшков служит в министерстве народного просвещения. Самостоятельно изучает философию, иностранную […]...
- Антологические стихотворения Константина Николаевича Батюшкова Крупным событием в литературе явился выход в 1817 г. “Опытов в стихах и прозе” (в двух частях) К. Н. Батюшкова. Наряду со сборником стихотворений В. А. Жуковского эта книга ознаменовала новый этап в развитии русской поэзии от Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина к А. С. Пушкину, Е. А. Баратынскому, Ф. И. Тютчеву. В […]...
- Анализ стихотворения Державина Гром Стихотворение Г. Р, Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека – его одиночество средь сил природы и его единение с ними; его слабость и сила перед стихией; его размышления о том, если Бог или человек – царь Вселенной. Эти проблемы и рассматриваются поэтом в стихотворении “Гром”. Лирическое произведение Державина […]...
- Анализ стихотворения “Гром” Державина Г. Р Стихотворение Г. Р, Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека – его одиночество средь сил природы и его единение с ними; его слабость и сила перед стихией; его размышления о том, если Бог или человек — царь Вселенной. Эти проблемы и рассматриваются поэтом в стихотворении “Гром”. Лирическое произведение Державина […]...
- Анализ стихотворения К. Батюшкова “Как счастье медленно приходит” К творчеству К. Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: “Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Замолкнул гром, шуметь гроза устала…” Наибольшее количество стихотворений Алексей Константинович Толстой создал в 1850-е годы. В частности, речь идет о пейзажной зарисовке “Замолкнул гром, шуметь гроза устала…”. По словам самого графа, на его становление как поэта сильнее всего повлияла природа, в окружении которой он рос. Восхищение красотами родных краев – главная особенность пейзажного творчества Толстого. Алексей Константинович придерживался идей “чистого […]...
- Образ Вольного общества словесности, наук и художеств Основатели Общества связаны с наиболее прогрессивной идеологией эпохи. Большинство его членов – в той или иной мере ученики и наследники Радищева: “…наиболее радикальные из них, как Попугаев и Борн, поднимались до выражения якобинских идей… Пнин был материалистом, стоявшим на грани атеизма…”. Общество предпринимает ряд масштабных научных и литературных начинаний. От лица Общества выпускается масса изданий; […]...
- Стихотворения 1812-1814 годов Константина Николаевича Батюшкова В 1807 г. К. Н. Батюшков вступил в ополчение, чтобы участвовать в войне против Наполеона. В сражении под Гейльсбергом он был ранен. Оставив военную службу, Батюшков с весны 1812 г. служил в петербургской Публичной библиотеке помощником хранителя рукописей. Обстоятельства привели его в Москву незадолго до того, как ее оставили русские войска. Поэт наблюдал поток беженцев, […]...
- Биография Константина Батюшкова Дата рождения: 29 мая 1787 года Дата смерти: 19 июля 1855 года Место рождения: село Даниловское Константин Николаевич Батюшков – поэт и учитель Пушкина. Батюшков К. Н. родился в семье, которая принадлежала к старинному роду Батюшковых и был хорошо образован. Близко дружил с Гнедичем, Жуковским, князем Вяземским. Участвовал в боевых действиях. В 1818 будучи с […]...
- Художественный мир Батюшкова К. Н Первый период творчества. “Маленькая философия” Батюшкова. Жуковский проложил русской культуре дорогу к романтизму. Батюшков одним из первых решился на эту дорогу ступить. Он был на четыре года младше Жуковского, родился в 1787 году в Вологде, в дворянской семье. Его семья была связана родственными узами со столичной знатью: дядей Батюшкова был замечательный российский политик и поэт-сентименталист […]...
- Прозаические произведения Батюшкова Обзор литературной деятельности Батюшкова был бы неполон без характеристики его прозаических произведений. Как прозаик Батюшков остался вне той традиции реально-бытовой прозы, которая в первые десятилетия XIX в. была представлена произведениями А. Е. Измайлова и В. Т. Нарежного. Первый прозаический опыт Батюшкова – повесть из времен князя Владимира “Предслава и Добрыня” (1816) – относится к жанру […]...
- Эстетическая программа Константина Николаевича Батюшкова Константин Николаевич Батюшков (1787-1855). Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах: “Нечто о поэте и поэзии” (1815), “Речь о влиянии легкой поэзии на язык” (1816). В статье “Нечто о поэте и поэзии” содержатся типичные для романтической эстетики утверждения: здесь, например, говорится, что поэзия – это “пламень небесный, который менее или более входит в состав души […]...
- Анализ цикла “Страшный мир” Блока А. А Тревожным ожиданием “неизвестного”, ощущением трагически нарастающего в мире напряжения проникнуты и стихи сборника “Ночные часы” (1911). Вошедшие в собрание сочинений поэта, выпущенное символистским издательством “Мусагет” в 1911-1912 гг., в виде заключительного третьего тома, они явились вершиной лирики Блока. Здесь запечатлены итоги пройденного им пути, который, как писал поэт А. Белому 6 июня 1911 г., привел […]...
- Война 1812 года в стихотворениях Жуковского “Певец во стане русских воинов” и Батюшкова “К Дашкову” Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы – почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война – […]...
- Анализ стихотворения “Генералам двенадцатого года” Цветаевой М. И “Генералам двенадцатого года” Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Генералам двенадцатого года” Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших лет! Заявленный в […]...
- Любовь к родине и к своему народу в произведениях К. Н. Батюшкова Константин Николаевич Батюшков был талантливейшим поэтом своего времени. Этот человек умел наслаждаться всеми радостями жизни, воспевал любовь и дружбу вместе с тем его занимала героическая тема, которой было отведено значи-гсльное место в творчестве Константина Николаевича. Поэт, подобно любому мыслящему и обладающему гражданской честностью человеку, не мог остаться равнодушным к войне 1812 года. Сам Батюшков не […]...
- Голенищев-Кутузов Павел Иванович Родился 1 (12) ноября 1767 года в Санкт-Петербурге. Происходил из старинного новгородского дворянства. Сын президента Адмиралтейств-коллегии Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова и Евдокии Ильиничны Бибиковой (1743-1807; на ее сестре был женат М. И. Голенищев-Кутузов). Получил домашнее образование. В январе 1776 года записан кадетом в Днепровский пикинерский полк. С 1780 года – поручик. В 1783 году в чине […]...
- Війна 1812 року у віршах В. А. Жуковського “Співак у стані російських воїнів” і К. Н. Батюшкова “До Дашкову” Батюшков К. Н Перечитаємо два вірші, присвячені війні 1812 року. Одне написано напередодні бою при Тарутиному, друге вже після того, як ворог був вигнаний за межі Росії. Автори – майже ровесники, обоє воювали. Однак у їхніх віршах відбиті два зовсім різних погляди на війну І Жуковський, і Батюшков декларують свої позиції з перших рядків. Для одна війна – […]...
- Художественное мастерство Батюшкова Лирика Батюшкова стала выражением конкретного переживания личности в его сложности, в его многогранности, в его оттенках. В этом отношении В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков делали общее дело. После них стала уже невозможной поэзия абстрактных “чувств”, рационализированных, условных “страстей”. В. Г. Белинский заметил: “Чувство, одушевляющее Батюшкова, всегда органически жизненно” (VII, 235). Это был перелом, […]...
- Литературные позиции вольного общества: между Германией и Францией Означает ли это, однако, что Вольное общество любителей словесности, наук и художеств начала XIX века вообще должно быть забыто историками литературы? Конечно, нет. Именно своей переходностью, неоформленностью, ученичеством, переплетением разных литературных тенденций и устремлений оно и представляет бесспорный интерес. Вольное общество – как бы модель тогдашней русской литературной ситуации в целом. История ранних отношений Батюшкова […]...
- “Батюшков” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Батюшков” Мандельштам написал в 1932 г. В это время они с женой жили в Доме Герцена. На стене их комнаты висел автопортрет Батюшкова. Но автопортрет был только поводом для обращения к поэзии Батюшкова. Для Мандельштама мотивы творчества поэта-романтика были близки и важны. Мандельштам дорожил прижизненным изданием Батюшкова, которым обладал. Литературное направление и […]...
- Каменев Гавриил Петрович По происхождению купец, родился и жил в Казани при неблагоприятных жизненных условиях (не любил торговли, был несчастливо женат), только краткие поездки в Москву были для него светлыми моментами. Каменев учился в одном из частных пансионов, но своим образованием всецело обязан себе самому. Он помещал стихи и переводы в “Приятном и полезном препровождении времени” (1794-1799), “Музе”, […]...
- Сочинение на тему: “Храни достоинство повсюду, человек” “Совесть, благородство и достоинство, Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь!”. Б. Окуджава Человеческое достоинство представляет собой особое понятие, которое говорит о моральных ценностях того или иного человека. Чувство собственного достоинства является осознанием индивидуальной ценности и ее утверждение независимо от складывающихся обстоятельств. Человек не может быть […]...
- Краткая биография Константин Николаевич Батюшков (*Общие критические статьи) К. Н. Батюшков (1787-1855) – поэт, прозаик, вместе с В. А. Жуковским заложивший основы нового поэтического языка. Был воспитанником поэта М. Н. Муравьева, благодаря чему еще в юности вошел в круг известных литераторов начала XIX в. В 1805 г. стал членом “Вольного общества любителей словесности, наук и художеств”, включился в борьбу с писателями-“староверами”, входившими в […]...
- Живет повсюду красота Во все времена люди задумывались о красоте. А что такое красота? Это может быть привлекательная внешность, красивые дома, прекрасная природа, большая душа человека. Я думаю, чтобы увидеть красоту, совсем необязательно куда-то идти или ехать. Мне нравится место, где я живу. Наш дом очень старый. Это самая обычная “хрущевка”. Я вырос в этом доме. Большинство жильцов […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Генералам двенадцатого года Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших лет! Заявленный в […]...
- Тема дружбы в творчестве К. Н. Батюшкова 1. Рядом с преданным другом – мечтой. 2. В кругу друзей в момент веселья. 3. Горечь утраты и разочарование. 4. Поддержка друзей в горе и несчастье. Лучшая часть нашей жизни состоит из друзей. А. Линкольн Дружба – один из самых прекрасных явлений в жизни каждого человека. Если рядом верный друг, то ты всегда можешь рассчитывать […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Русская мелодия” Стихотворение “Русская мелодия” было впервые опубликовано в журнале “Отечественные записки” уже после смерти Лермонтова – в 1859-ом. Согласно нахождению в тетради II, оно датируется 1829 годом, соответственно, относится к раннему творчеству. Несколько позже в автографе Михаил Юрьевич оставил приписку в скобках, впоследствии зачеркнутую. Поэт отметил, что “Русскую мелодию” выдавал за свое произведение Дурнов, демонстрируя его […]...
- “Вечер” анализ стихотворения Бунина Стихотворение “Вечер”, написанное Буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. В нем поэт рассуждает о счастье в окружении классической деревенской природы. Развитие темы происходит линейно. Форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов. В первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути ее решения, во второй – тема получает […]...
- Долгий сон Батюшкова И З утопающего в яблоневом цвету Симферополя 21 апреля 1823 года выехала, держа путь на север, добротная карета с темными, наглухо задернутыми шторами. Принадлежала она таврическому губернатору Н. И. Петровскому, однако губернатора в ней не было. Вместо него в карете находились: доктор Ланг, специалист по психическим болезням, два дюжих санитара, а между ними – маленький […]...
- Биография Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831) Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831), поэт. Родился 6 августа (17 н. с.) в Москве в семье обрусевших лифляндских баронов, из старинного обедневшего рода. Учился в частном пансионе, затем в 1811 поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохраняется на всю жизнь. Особое внимание уделяет […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Анджело” Для Пушкина единственным – на всю жизнь – действительным пристанищем, оплотом было его творчество. В творчестве все было для него надежно и высоко: и творческие радости и муки, и самые тревоги творчества. Он мечтает написать произведения в жанрах собственно исторических – историю Петра и историю Пугачева. Он пишет в стихах и прозе, в лирическом, и […]...