Константин Николаевич Батюшков (1787-1855). Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах: «Нечто о поэте и поэзии» (1815), «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (1816). В статье «Нечто о поэте и поэзии» содержатся типичные для романтической эстетики утверждения: здесь, например, говорится, что поэзия — это «пламень небесный, который менее или более входит в состав души человеческой… сочетание воображения, чувствительности, мечтательности».
Вместе с тем он считает вдохновение чем-то не зависящим от обстоятельств. «Пиитическая диэтика», т. е. «особенный образ жизни», когда «поэзия требует всего человека», формирует творческий дар. Первым правилом своей «пиитической диэтики» Батюшков провозгласил близкий Карамзину тезис: «…живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Требование «всего» человека уводило от рационалистического классицизма и регламентированной «чувствительности» сентиментализма в сторону романтической слиянности с жизнью.
Наиболее развернуто свою программу Батюшков изложил в «Речи о влиянии легкой поэзии на язык». Название речи более узкое, чем ее содержание. Все, что Батюшков говорил о «легкой поэзии», имело непосредственное отношение к поэтическому творчеству вообще. Батюшков не просто напоминал старую вольтеровскую мысль «Все роды хороши, кроме скучного», но и считал, что «легкий» род поэзии (эротические стихотворения, дружеские послания, мадригалы, баллады, басни и проч.) теснее, чем какой-либо другой род, связан с жизнью и обладает большими возможностями для развития: «Сей род словесности,- говорил Батюшков,- беспрестанно напоминает об обществе; он образован из его явлений, странностей, предрассудков и должен быть ясным и верным его зеркалом».
Вот эти «странности» и вели к открытию личности, т. е. главного принципа романтизма, к сосредоточению внимания на «себе», что ярко отразилось в лучших медитативных стихотворениях Батюшкова.
Романтическое течение, возглавлявшееся Жуковским и Батюшковым, оставило яркий след в тогдашней литературной жизни. Главным предметом споров с классицистами были проблемы творчества Жуковского, его баллады, элегии, фантастика. И все же реальная поэтика этого течения обобщалась в критике слабо.
Участники течения, за исключением Батюшкова, не оставили серьезных работ по теории своих жанров. Обобщение исторического значения их деятельности, открывавшей для русской литературы «Америку романтизма», было сделано позднее Белинским, главным образом в «пушкинских» статьях.
По его мнению, Жуковский и Батюшков стали «на время» корифеями той школы, которую ныне «выдают нам за романтическую». Любопытны слова «на время» и «выдают», т. е. на деле не эта школа должна была бы представлять «истинный романтизм» в России. Кюхельбекер и называл Жуковского и Батюшкова «мнимыми романтиками»».
Однако Кюхельбекеру не хватало решимости назвать «истинно-романтической» ту новую школу, к которой принадлежал он сам и многие декабристы. Он только призывал ее создать.
- Антологические стихотворения Константина Николаевича Батюшкова Крупным событием в литературе явился выход в 1817 г. «Опытов в стихах и прозе» (в двух частях) К. Н. Батюшкова. Наряду со сборником стихотворений В. А. Жуковского эта книга ознаменовала новый этап в развитии русской поэзии от Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина к А. С. Пушкину, Е. А. Баратынскому, Ф. И. Тютчеву. В ... Читать далее...
- Краткая биография Батюшкова Константина Николаевича Родился 29 мая 1787 года в Вологде. Родители Батюшкова — дворяне. Мать, Александра Григорьевна умерла, когда сыну было восемь лет. Александра Григорьевна страдала психическими расстройствами. Батюшков получил домашнее образование, с 1797 года учился в пансионах Петербурга, уделяя особое внимание изучению иностранных языков. С 1802 года Батюшков служит в министерстве народного просвещения. Самостоятельно изучает философию, иностранную ... Читать далее...
- Стихотворения 1812-1814 годов Константина Николаевича Батюшкова В 1807 г. К. Н. Батюшков вступил в ополчение, чтобы участвовать в войне против Наполеона. В сражении под Гейльсбергом он был ранен. Оставив военную службу, Батюшков с весны 1812 г. служил в петербургской Публичной библиотеке помощником хранителя рукописей. Обстоятельства привели его в Москву незадолго до того, как ее оставили русские войска. Поэт наблюдал поток беженцев, ... Читать далее...
- Эпикурейская лирика Константина Николаевича Батюшкова В литературном движении 1801 -1815 гг. К. Н. Батюшкову принадлежит одно из первых мест. Он был в числе передовых литераторов эпохи, начавших борьбу против тех направлений, которые стали тормозом в развитии русской литературы. Своим творчеством Батюшков способствовал становлению нового литературного направления — романтизма. Соратник В. А. Жуковского, он искал собственного пути в поэзии, обогащая ее ... Читать далее...
- Биография Константина Батюшкова Дата рождения: 29 мая 1787 года Дата смерти: 19 июля 1855 года Место рождения: село Даниловское Константин Николаевич Батюшков — поэт и учитель Пушкина. Батюшков К. Н. родился в семье, которая принадлежала к старинному роду Батюшковых и был хорошо образован. Близко дружил с Гнедичем, Жуковским, князем Вяземским. Участвовал в боевых действиях. В 1818 будучи с ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «Вакханка» Значительную часть своих ранних стихотворений Батюшков относил к легкой поэзии. Понимание этого определения он изложил в статье «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», датированной 1816 годом. Согласно мнению Константина Николаевича, легкая поэзия объединяет в себе жанры либо отсутствовавшие в системе классицизма, либо существовавшие на ее периферии. Например, речь идет о песнях, стихотворных сказках и ... Читать далее...
- Прозаические произведения Батюшкова Обзор литературной деятельности Батюшкова был бы неполон без характеристики его прозаических произведений. Как прозаик Батюшков остался вне той традиции реально-бытовой прозы, которая в первые десятилетия XIX в. была представлена произведениями А. Е. Измайлова и В. Т. Нарежного. Первый прозаический опыт Батюшкова — повесть из времен князя Владимира «Предслава и Добрыня» (1816) — относится к жанру ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «К друзьям» Батюшкова «К друзьям» (1815). В данном послании Батюшков признался: И жил так точно, как писал… Ни хорошо, ни худо! Счастливые виденья его легкокрылых стихов говорили больше о потребности сердца, чем о реальных праздниках. Батюшков был «поэтом радости» только в мечтах. Поэт гордится не искусством рифм и слов, а искренностью чувства, тем, что в его лирических произведениях ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Ты пробуждаешься, о Байя…» Батюшкова «Ты пробуждаешься, о Байя…» (1819). Эту элегию Батюшков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских императоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит горечь. Для поэта в этот период она необходимый источник вдохновения: Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении Аврориных лучей, Но не отдаст тебе багряная денница Сияния протекших дней, Не ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Ты хочешь меду, сын?..» Батюшкова «Ты хочешь меду, сын?..» (1821). Это стихотворение заключает цикл «Подражания древним», который Батюшков напишет уже будучи больным человеком. Поэт не мог сладить с раздвоенностью своего мироощущения. Восхищение жизнью все чаще побеждалось видением мрачных ее сторон. Но несмотря ни на что, в самом стихотворении побеждает пушкинская вера в человека: Ты хочешь меду, сын? — так жала ... Читать далее...
- Эстетическая программа классицизма Как говорилось, Эстетическая программа классицизма — наиболее нормативная и регламентированная среди всех эстетических систем, которые когда-либо знало человечество. Каковы же ее основные положения? Прежде всего, эстетической основой классицизма была ориентация на античные образцы. Еще гуманисты Возрождения поставили себе цель создать художественные произведения, которые ничем не уступали бы античным образцам. Полностью выполнить свою Эстетическую программу они ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Поэзия Батюшкова К. Н.» Русский романтизм как литературное направление появился благодаря творчеству таких поэтов, как Василий Андреевич Жуковский и Константин Николаевич Батюшков. Но сравнивать их творчество и мироощущение не имеет смысла. На мировоззрение Жуковского еще оказывали сильное влияние традиции эпохи сентиментализма. Произведения Батюшкова отличались определенным новаторством, по сравнению с творчеством Жуковского. Он был основоположником романтизма и делал первые шаги ... Читать далее...
- Художественное мастерство Батюшкова Лирика Батюшкова стала выражением конкретного переживания личности в его сложности, в его многогранности, в его оттенках. В этом отношении В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков делали общее дело. После них стала уже невозможной поэзия абстрактных «чувств», рационализированных, условных «страстей». В. Г. Белинский заметил: «Чувство, одушевляющее Батюшкова, всегда органически жизненно» (VII, 235). Это был перелом, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «Радость» Не секрет, что русская поэзия вплоть до начала 19 века находилась в упадническом состоянии. Стихосложение считалось развлечением аристократов, среди которых далеко не все могли свободно изъясняться на русском языке. Первая реформа в этом направлении принадлежит поэту Константину Батюшкову, который считается родоначальником литературного русского языка. Ему удалось облагородить простонародную речь и сформулировать основные каноны стихосложения, которых ... Читать далее...
- Новые темы и образы, появившиеся в творчестве Батюшкова Под влиянием национального подъема, вызванного событиями 1812-1814 гг., Батюшков, по свидетельству П. А. Вяземского, написал — не дошедшее до нас — четверостишие, в котором призывал Александра I после, окончания войны, освободившей Европу, освободить русский народ от крепостной зависимости. Такая позиция поэта-романтика не должна вызывать удивления. Его взгляды складывались под заметным воздействием просветительской идеологии. Еще до ... Читать далее...
- Любовь к родине и к своему народу в произведениях К. Н. Батюшкова Константин Николаевич Батюшков был талантливейшим поэтом своего времени. Этот человек умел наслаждаться всеми радостями жизни, воспевал любовь и дружбу вместе с тем его занимала героическая тема, которой было отведено значи-гсльное место в творчестве Константина Николаевича. Поэт, подобно любому мыслящему и обладающему гражданской честностью человеку, не мог остаться равнодушным к войне 1812 года. Сам Батюшков не ... Читать далее...
- Анализ стихотворения К. Батюшкова «Как счастье медленно приходит» К творчеству К. Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: «Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «К другу» Отечественная война 1812 года послужила причиной сильнейших изменений в сознании Батюшкова. С одной стороны, поэт испытывал прилив патриотических сил. С другой — его повергали в шок те ужасы, что принесли с собой на русскую землю французы, поражали мрачные картины полей, усеянных трупами после битв. Здесь стоит отметить, что даже в ранние эпикурейские стихотворения Константина Николаевича ... Читать далее...
- Упоминания о связи Батюшкова с Вольным обществом К числу наиболее загадочных страниц биографии Константина Батюшкова (и вместе с тем — к числу наиболее загадочных эпизодов русской литературной жизни начала XIX века вообще) принадлежит история его сотрудничества с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств. Исследовательская традиция придает факту участия молодого поэта в деятельности этой организации особое значение: если верить устоявшимся мнениям, Вольное ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «Гремит повсюду страшный гром…» В письме Батюшкова к Дашкову, датированном августом 1812 года, содержится стихотворение под названием «На членов Вольного общества любителей словесности». Произведение представляет собой эпиграмму, направленную против литературно-общественной организации Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, с перерывами осуществлявшее деятельность в период с 1801 по 1826. У его истоков стояли выпускники гимназии при Академии наук, при этом ... Читать далее...
- Война 1812 года в стихотворениях Жуковского «Певец во стане русских воинов» и Батюшкова «К Дашкову» Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной ... Читать далее...
- Війна 1812 року у віршах В. А. Жуковського «Співак у стані російських воїнів» і К. Н. Батюшкова «До Дашкову» Батюшков К. Н Перечитаємо два вірші, присвячені війні 1812 року. Одне написано напередодні бою при Тарутиному, друге вже після того, як ворог був вигнаний за межі Росії. Автори — майже ровесники, обоє воювали. Однак у їхніх віршах відбиті два зовсім різних погляди на війну І Жуковський, і Батюшков декларують свої позиції з перших рядків. Для одна війна — ... Читать далее...
- Поэзия возвышенного и героического (творчество К. Батюшкова) Константин Батюшков прожил по меркам века ушедшего жизнь долгую, но имел несчастливую и драматическую судьбу. Тридцати трех лет от роду болезнь его души приняла необратимый характер, и, неизлечимо больной, он провел вторую половину своей жизни, отгородившись от мира черным занавесом безумия. В 1830 году его навестит младший его товарищ Александр Пушкин. Батюшков его не узнает. ... Читать далее...
- Художественный мир Батюшкова К. Н Первый период творчества. «Маленькая философия» Батюшкова. Жуковский проложил русской культуре дорогу к романтизму. Батюшков одним из первых решился на эту дорогу ступить. Он был на четыре года младше Жуковского, родился в 1787 году в Вологде, в дворянской семье. Его семья была связана родственными узами со столичной знатью: дядей Батюшкова был замечательный российский политик и поэт-сентименталист ... Читать далее...
- Анализ элегии «Мой гений» Батюшкова К. Н Как мы с вами установили (и даже показали на примере послания «Мои пенаты»), Батюшков был человеком романтической эпохи, который тосковал по утраченной классической ясности. Чем дисгармоничнее становилось его мироощущение, тем гармоничнее, «классичнее» — поэтический язык. Потому-то столь часто повторяются в его произведениях устойчивые поэтические формулы. По той же самой причине Батюшков из стихотворения в стихотворение ... Читать далее...
- К. Н. Батюшков Сведения об авторе ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ К. Н. Батюшков Сведения об авторе: Константин Николаевич Батюшков (1787- 1855) родился 18 (29) мая в Вологде в старинной дворянской семье. Образование получил в частном пансионе в Петербурге. Служил в министерстве народного просвещения, тогда же начал печатать в журналах свои стихи. Батюшков стал главой так называемой «легкой поэзии», требовавшей, по ... Читать далее...
- Долгий сон Батюшкова И З утопающего в яблоневом цвету Симферополя 21 апреля 1823 года выехала, держа путь на север, добротная карета с темными, наглухо задернутыми шторами. Принадлежала она таврическому губернатору Н. И. Петровскому, однако губернатора в ней не было. Вместо него в карете находились: доктор Ланг, специалист по психическим болезням, два дюжих санитара, а между ними — маленький ... Читать далее...
- Тема дружбы в творчестве К. Н. Батюшкова 1. Рядом с преданным другом — мечтой. 2. В кругу друзей в момент веселья. 3. Горечь утраты и разочарование. 4. Поддержка друзей в горе и несчастье. Лучшая часть нашей жизни состоит из друзей. А. Линкольн Дружба — один из самых прекрасных явлений в жизни каждого человека. Если рядом верный друг, то ты всегда можешь рассчитывать ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «На развалинах замка в Швеции» Стремясь расширить границы элегического жанра, автор обращается к героико-исторической тематике. В качестве ближайшего литературного контекста творения Батюшкова 1814 г. исследователи называют произведение поэта-сентименталиста Маттисона, мастера минорной пейзажной зарисовки. Анализируемое стихотворение является вольным переложением элегии немецкого автора, созданной под впечатлением от развалин старого замка. В русской версии сентиментальной темы усиливаются мотивы мрачного очарования северной природы. Перед ... Читать далее...
- «Батюшков» Обзор творчества О. З. Мандельштама. Стихотворения «Батюшков» Поэзия Константина Батюшкова оказала значительное влияние на русскую литературу. Одно из доказательств тому — стихотворение Мандельштама «Батюшков», написанное в 1932 году. По-видимому, создавая это произведение, поэт стремился не просто воссоздать обобщенный образ батюшковской поэзии, но и обращался к конкретным стихотворениям своего предшественника. Батюшков появляется уже в первой строфе, ... Читать далее...
- Краткая биография Константин Николаевич Батюшков (*Общие критические статьи) К. Н. Батюшков (1787-1855) — поэт, прозаик, вместе с В. А. Жуковским заложивший основы нового поэтического языка. Был воспитанником поэта М. Н. Муравьева, благодаря чему еще в юности вошел в круг известных литераторов начала XIX в. В 1805 г. стал членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», включился в борьбу с писателями-«староверами», входившими в ... Читать далее...
- Влияние К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского на творчество Пушкина Творчество крупнейших поэтов-современников — К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского,- сыгравшее такую видную роль в первоначальном литературном становлении Пушкина, носило, за отдельными исключениями, подчеркнуто личный характер, не было связано с большими общественными задачами и передовыми политическими запросами современности. Однако в пору нараставшего общественно-политического подъема это все более не удовлетворяло Пушкина. Он требует от поэзии большой ... Читать далее...
- Эстетическая функция образа нового мира в мировой литературе Роман Барбюса «Огонь» — этапное произведение истории французской литературы. В конце 10-х — начале 20-х-годов метод реализма вызревает в творчестве писателей, стремящихся к выработке новой эстетической системы, соответствующей современной, революционной эпохе. Принципы революционного искусства осмысляются в прессе коммунистической, партии, в теоретических работах Барбюса и других писателей. В их художественных произведениях резко обострился критицизм. Мировая бойня ... Читать далее...
- Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова К. М. Симонов (1915 — 1979). Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова была разнообразной. Он писал повести и романы, публицистику и пьесы, киносценарии и литературоведческие исследования. Однако начинал Симонов со стихов, и долгое время в сознании читателя он был прежде всего поэтом. То, что произошло с его стихами в годы Великой Отечественной войны, — редкий случай ... Читать далее...
- О поэтике Константина Бальмонта Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионизм — поэзию впечатлений. Его поэтический мир — это мир тончайших ... Читать далее...
- Эстетическая игра в лирике Игоря Северянина Игорь Северянин — фигура сложная и неординарная в ряду поэтов своего времени. Его творчество удивительно многомерно и многогранно, художественный мир отличается необычно богатой и яркой образностью. В суждениях об этом поэте часто преувеличивали «позу воинствующего эстетства», считая его стихи апофеозом мещанского самодовольства, коктейлем банальных восторгов, словесных изысков и галантерейной пошлости. Однако, если бы суть творчества ... Читать далее...
- Эстетическая теория автора «Ругон-Маккаров» Творчество Золя необычайно разнообразно по поднятым им темам и жанрам, в которых он работал. Но его мысль неизменно развивалась в одном направлении. Юный «гурон из Экса», наивный и пылкий выученик Мишле и автор «Четвероевангелия», проповедующий утопический социализм, связаны единой страстно гражданственной общественно-эстетической мыслью. Это придает особое величие облику Золя — непоколебимого демократа-гуманиста, носителя правды в ... Читать далее...
- Нравственно-эстетическая проблематика в стихах Заболоцкого Н. А В творчестве Заболоцкого 50-х гг. наряду с лирикой природы и философскими раздумьями активно разрабатываются жанры построенного на сюжете стихотворного рассказа и портрета — от написанных еще в 1953-1954 гг. стихотворений «Неудачник», «В кино» до созданных в последний год жизни — «Генеральская дача», «Железная старуха». Особую роль в нем начинают играть социально-нравственные и эстетические мотивы. В ... Читать далее...
- Творчество Льва Николаевича Толстого Роман льва Николаевича толстого, несомненно, одно из самых интереснейших произведений всей русской литературы, ведь автору удалось запечатлеть в своем романе множество интереснейших образов пи характеров различных героев. А также окунуть читателя в мир актуальных и по сей день проблем. Итак, хотелось бы особе внимание уделить эпизоду, где один из главных героев, а именно, Пьер Безухов ... Читать далее...
Эстетическая программа Константина Николаевича Батюшкова