Анализ стихотворения Фета “Прости! во мгле воспоминанья…”
Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического “я”? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ “пылающего камина”.
К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак – молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. Подобный мотивный компонент встречается в стихотворении ” Тополь”,
Во втором четверостишии художественного текста главной точкой притяжения становится пылающий огонь камина. Молодой человек, двойник постаревшего лирического “я”, заворожен магией природной стихии, явленной в уменьшенном, уютном домашнем варианте. Поэт намеренно не уточняет значение метафорической конструкции “волшебный круг”: ей можно обозначить и теплоту преданной
Герой из прошлого не ценит искренние отношения и, движимый жаждой честолюбия, тяготится своим положением.
Череда горьких риторических вопросов, составивших содержание предпоследнего катрена, выражает точку зрения героя из настоящего. Он оценивает поведение молодого двойника как “безумство”. В жертву сомнительным идеалам было принесено высокое чувство, метафорически уподобленное теплу камина.
Искания, скитания и сомнения получают иносказательную характеристику “дебри и метели”.
Финальный эпизод предъявляет горький итог дня сегодняшнего. Потеряв возлюбленную, “ошеломленный”, измученный жизненными испытаниями, постаревший странник, подобно блудному сыну, внезапно прозревает и осознает глубину ошибок молодости. Изображая лирического субъекта в настоящем, автор вновь обращается к образу метели, позже унаследованному блоковской поэтикой: вьюга выбелила волосы раскаивающегося грешника, она же дезориентировала его в пути.
Яркий троп “стучусь у сердца твоего” продолжает игру с категориями пространства, трактуя сердце, область человеческих чувств, как микрокосм.






Related posts:
- Анализ стихотворения Фета “Морская даль во мгле туманной…” “Морская даль во мгле туманной…” (1857) – одно из наиболее выдающихся описаний морского пейзажа в русской лирике девятнадцатого столетия. К морской тематике в творчестве Фет пришел не сразу. Интерес к ней возник в 1840-е годы вместе с повышенным вниманием к античной поэзии. Впечатления, положенные в основу большинства стихотворений о море, получены Афанасием Афанасиевичем во время […]...
- Анализ стихотворения Фета “У камина” Образ деревенской усадьбы как идеального пространства – главная тема фетовской лирики. В опоэтизированном мире, противостоящем диссонансам городской жизни, не места конфликтам, и плоды труда человеческого – господский дом и ухоженный сад – слиты с природой. Гармоничное окружение побуждает героя к творчеству: его чувствительной душе здесь слышнее “песни нежных муз”. Теплое, уютное и надежное прибежище – […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Прости” В 1842 году Некрасов встретил женщину, оказавшую огромное влияние на всю его жизнь. Авдотья Яковлевна Панаева была не только одной из красивейших дам Петербурга, она также славилась умом, писательским талантом, выступала в качестве хозяйки модного литературного салона, собиравшегося в доме ее супруга – Ивана Панаева. Сначала она была холодна к Некрасову. Ответила красавица на чувства […]...
- “Прости” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Прости” было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый “панаевский цикл” стихов о любви. Было напечатано в “Библиотеке для чтения” № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра […]...
- Анализ стихотворения Фета “Кричат перепела, трещат коростели…” В фетовскую лирику второй половины 50-х гг. XIX в. привносятся пессимистические мотивы. Ночной пейзаж, доминантой которого становится яркий костер, вызывает тревогу. Сравнение ельника со сборищем “пьяных гигантов” усиливает диссонанс, а “лениво и скупо” освещенный день не только свидетельствует о подавленном настроении лирического “я”, но указывает на безнадежность, бесперспективность жизненного пути. Тема ожидания смерти, которая развивается […]...
- Анализ стихотворения Фета “Сад весь в цвету” Любовь, переполняющая фетовского героя, и радость свиданий с милой часто ассоциируются с волнующими “весенними порывами”, темами возрождения души и подлинного творчества. О бесконечности счастья и беспредельности радости торжественно сообщает лирический субъект ” Я видел твой млечный, младенческий волос…”, одного из самых оптимистических произведений Фета. Источником жизнерадостного состояния послужила встреча с избранницей, ее по-детски свежая красота […]...
- Анализ стихотворения Фета “На корабле” Большинство произведений из небольшого фетовского цикла на морскую тематику посвящено пейзажным зарисовкам, рождающим живописный, пластичный и многоликий образ вечной стихии. Идейное содержание стихотворного текста “На корабле”, датированного 1856-1857 гг., выбивается из общего ряда. Здесь на переднем плане – переживания и философские заключения лирического героя, совершающего морское путешествие. Для их изображения поэт прибегает к популярному в […]...
- Анализ стихотворения Фета “Печальная береза…” Береза – один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ты отстрадала, я еще страдаю В жизни Фета было лишь одно сильное чувство – любовь к Марии Козьминичне Лазич. Роман молодых людей окрашен в трагические тона. Поэт практически сразу признался девушке, что не сможет на ней жениться по финансовым обстоятельствам. Несмотря на это, Лазич предпочла не прекращать отношения. Сложная ситуация разрешилась велением судьбы. Жизнь Марии Козьминичны рано оборвалась. Девушка умерла […]...
- “Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, […]...
- Анализ стихотворения Фета “В лунном сиянии” Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и “лунного серпа”, которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование “серебром окаймленной” темноты, отправляется на прогулку или с […]...
- Анализ стихотворения Фета “Диана” Успешная переводческая деятельность Фета, начало которой приходится на студенческие годы, побудила его к написанию собственных произведений в античном духе. Большинство стихотворений, созданных под влиянием наследия Горация и других древних авторов, относится к 40-50 гг. XIX в. Если органичные, оригинальные по тематике и форме фетовские творения часто подвергались критике, то антологическая лирика была встречена одобрительно, благосклонно […]...
- Анализ стихотворения Фета “Буря” “Вечерние огни” – итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый критик и философ Николай Страхов назвал “Вечерние огни” чистой поэзией. Он отметил, что примеси прозы нет ни в мыслях, ни в образах, ни в звуках. […]...
- “Майская ночь” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение Афанасия Фета “Майская ночь”, созданное в 1870 году, вошло в сборник стихов “Вечерние огни”. Оно относится к Любовной лирике и посвящено Марии Лазич, трагически погибшей возлюбленной поэта. В молодости поэт не решился связать себя с ней узами брака из-за материальных трудностей, а 25-летняя девушка вскоре после расставания погибла на пожаре. В сборнике целый […]...
- Анализ стихотворения Фета “На стоге сена ночью южной…” Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими “Снами”. Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны: в варианте Тютчева огненная бесконечность окружает “волшебный челн” лирического “мы”, и люди становятся свидетелями грандиозного противоборства космического и хаотического начал. В анализируемом произведении отсутствует трагический […]...
- Анализ стихотворения А. А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы…” Стихотворение “Учись у них – у дуба, у березы…” (1883) принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке: Кругом зима, жестокая пора. Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый… Природа […]...
- “Цветы” анализ стихотворения Фета Вы задумывались когда-нибудь о том, откуда взялись эти эфемерные создания – цветы? Сколько сложено преданий, легенд о нарциссе, розе, незабудке! Эти хрупкие и нежные творения, наверное, никого не оставляют равнодушным. Хочется смотреть на них, вдыхать их аромат, даже целовать лепестки. Не остался равнодушным к этим хрупким созданиям природы и русский поэт XIX века Афанасий Афанасьевич […]...
- Анализ стихотворения Фета “Весенние мысли” Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее. Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – “Уж верба вся пушистая…”, “Еще весны душистой нега…”, “Я пришел к тебе с приветом…”, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Сентябрьская роза” “Сад весь в цвету”, наполненный голосами птиц, гудением насекомых и благоуханием растений, – важная составляющая художественного пространства сельской усадьбы. Среди частотных деталей фетовского садового топоса выделяются образы цветов. “Безгрешно чистые” дети природы уподобляются весне и юной женской красоте. Они ассоциируются с душевным подъемом и вдохновением, с ощущением счастья, получающим метафорическую характеристику “цветения сердца”. Созерцание георгинов, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Напрасно! В 14 лет Афанасий Фет лишился дворянского звания и наследства, из-за чего вынужден был расстаться с мечтами о научной карьере и вскоре ушел на военную службу. В течение многих лет поэт мечтал о том, как вернуть себе законные права на владение родовым имением, и надеялся сделать блестящую карьеру, чтобы стать весьма состоятельным человеком. Эта навязчивая […]...
- “Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением. Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении […]...
- Анализ стихотворения Фета “Вчера я шел по зале освещенной…” После завершения обучения в Московском университете Фет, чтобы вернуть себе фамилию отца, право на наследство и положение в обществе, поступил на службу в кирасирский полк. Вместе с ним поэт попал в гарнизон, располагавшийся под Херсонесом. В находившемся неподалеку имении Афанасий Афанасиевич познакомился с удивительной девушкой – Марией Козьминичной Лазич. Она хорошо знала и понимала его […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ласточки пропали…” Фет считается единственным великим русским поэтом, который последовательно и убежденно не впускал в свой творческий мир социально-политическую тематику. Конечно, единичные исключения имели место, но они лишь служили подтверждением правилу. Афанасий Афанасиевич – ярый сторонник “чистого искусства” в литературе. На протяжении всего пути у него были три темы, которые он считал возможным воплощать в лирике: любовь, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Серенада” В художественном мире Фета поздний вечер нередко знаменует собой время успокоения и отдыха. Шум и говор “скучного голоса дня” сменяется тишиной и далекими приглушенными звуками. Зажегшиеся звезды предваряют явление “неподвижной”, “немой” ночи. В идейную концепцию “вечерней” тематики органично вписывается мотив сна, возникающий в произведениях ” Теплым ветром потянуло…” или ” Перекресток, где ракитка…” Разрабатывая тему, […]...
- Анализ стихотворения А. Фета “Шепот. Робкое дыханье…” Стихотворение “Шепот. Робкое дыханье…”, посвященное возлюбленной поэта М. Лазич, рассказывает о свидании влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, передать все оттенки переживаний двух любящих людей. Свидание начинается задолго до рассвета. Ручей еще “сонный”, все наполнено “серебром” лунного света. Постепенно мир наполняется новыми красками: возникает “свет ночной”, который пока […]...
- Анализ стихотворения Фета “Тополь” Осеннее увядание и наступление “жестокой поры” зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры. Мощные создания природы, они имеют связь как с горним […]...
- Анализ стихотворения Фета “Фонтан” В произведении, созданном летом 1891 г., необычное наполнение приобретает лирическое “мы”, от лица которого моделируется художественное пространство. “Ночь и я” – одинаково “безмолвные”, спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла. Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и […]...
- Анализ стихотворения Фета “Пчелы” Образ полосатых тружениц – одно из слагаемых фетовской природной зарисовки. В произведении ” Это утро, радость эта…” пчелы являются деятельными участницами счастливого весеннего обновления. Медоносному насекомому предоставлена честь исполнить “брачный гимн” для великолепной Розы, звучащий в стихотворном посвящении “царице” цветов. Образ получает и символическое значение: формула, уравнивающая лирическое “мы” с “пчелами на жизненном цветке”, связана […]...
- “Бал” анализ стихотворения Фета XIX век вошел в историю нашей страны как время роскошных балов, блестящих кавалеров и прекрасных дам. Кто не помнит первый бал Наташи Ростовой? Кто из девочек не представлял себя на ее месте? Кто не мечтал в пышном бальном платье кружиться в танцевальном вихре? Казалось бы, приступая к анализу стихотворения Афанасия Фета “Бал”, каждый должен себе […]...
- Анализ стихотворения Фета “Ива” В поэтическом тексте 1854 г. классическая тема любовного свидания служит отправной точкой для развития лирического сюжета. Его основная часть посвящена описанию дерева, под которым присела гуляющая пара. Внимательный созерцатель увлечен разглядыванием двух деталей пейзажа – ивы и водной глади, к которой наклонились ее ветви. Интересно, что к изображению дерева относится только оценочный эпитет “чудные”, характеризующий […]...
- Анализ стихотворения Фета На заре ты ее не буди Принято что данное стихотворение было посвящено именно этой девушке, Марии Лазич. Но в действительности поэт написал данное стихотворение раньше, еще в 1842 году. Как говорят исследователи Фет написал стих, после проведенной ночи в доме своих друзей. В этом доме умирала маленькая дочь одного из них. Эти красивые строки на самом деле наполненные страхом за ребенка. […]...
- Анализ стихотворения Фета “Как нежишь ты, серебряная ночь…” В фетовских творениях зрелого периода усиливаются тютчевские мотивы. Они вносят новые оттенки смысла в изображение ночи, излюбленного времени обоих авторов. Великолепный, исполненный драгоценного мерцания, загадочного шума и цветочных ароматов пейзаж Фета дополняется ощущениями героя, свидетельствующими о странном прозрении. Пристальное созерцание звездной панорамы позволяет смотреть “из времени в вечность”. Однако тайны “живого алтаря мирозданья” не страшат, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Какое счастие: и ночь, и мы одни!…” Герой фетовской лирики не ищет ускользающую гармонию за далекими горизонтами. Он уверен: прекрасное, “чудное настоящее”, по замечанию Айхенвальда, существует рядом с наблюдателем. Лунное сияние ночи, радостное погожее утро, приятная тень, укрывающая от полуденного зноя, – во всех неброских пейзажных приметах заключен сокровенный смысл и разлиты ощущения блаженства, восхищения, очарования. Космическое чувство погружения в мир необъятной […]...
- Анализ стихотворения Фета “Тихая, звездная ночь” Мягкий свет месяца и звезд наделяет фетовские картины ночной природы притягательной красотой. Высокие и царственно прекрасные “огни безоблачных небес” сообщают окружающему миру характерный серебристый блеск, подчеркивающий естественную гармонию обыденных деталей, которой очарован лирический герой. В ясную и спокойную ночь романтического созерцателя ждут долгожданные события: это и время встреч с возлюбленной, и миг откровения, позволяющий вглядеться […]...
- Анализ стихотворения Фета “Старые письма” В конце 1840-х годов Фет познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала его лирику и искренне восхищалась ей. Кроме того, она отличалась привлекательной внешностью, имела прекрасное образование, неплохо играла на фортепиано. Между молодыми людьми завязались романтические отношения. Их главная проблема состояла в том, что Афанасий Афанасиевич не имел возможности жениться на своей возлюбленной. Виной […]...
- Анализ стихотворения Фета “Музе” Избранническая миссия поэта – один из основных постулатов фетовской мировоззренческой доктрины. Герой, наделенный высоким даром, способен моментально “подняться в жизнь иную”, почувствовать “сладость” в сердечных страданиях, преобразить “чужое” и неизвестное в “родное”. Явление богини-покровительницы, несущей “факел вдохновенный”, свидетельствует об особом статусе земного “певца”. Нежный лик патронессы, ее юная красота и эмоциональность напоминают портрет фетовской героини-возлюбленной, […]...
- Анализ стихотворения Фета Шепот-робкое дыхание Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок. Критики отмечали новаторство и удивительный лиризм стихотворения. При этом Фета обвиняли в беспредметности и излишней интимности. Стихотворение написано в жанре любовной лирики. В этой области Фет […]...
- Анализ стихотворения Фета “Не отходи от меня…” Мастер лирического фрагмента, Фет не ставил целью изобразить историю любви в ее причинно-следственных или психологических нюансах. Поэта привлекали мимолетные движения души, “эфирные оттенки” ощущений, по выражению Боткина. Влюбленный герой фетовских творений демонстрирует и робость, и смелость: в одну лунную ночь он не решается поведать избраннице о “тайне счастья”, а в другую – откровенно и торжественно […]...
- Анализ стихотворения А. А. Фета “Ты отстрадала, я еще страдаю” Стихотворение “Ты отстрадала, я еще страдаю” было написано А. Фетом в 1878 году и посвящено памяти возлюбленной поэта – Марии Кузьминичны Лазич. История чувства Фета и Лазич глубоко трагична – искренне любящие друг друга люди не смогли быть вместе. И виной тому были, по большей части, не внешние причины, а страх и предубеждения Фета. Поэт, […]...
- Анализ стихотворения Фета “Деревня” Поэтический текст 1842 г. относится к раннему периоду творчества, ко времени обучения автора в Московском университете. Тогда же фетовские произведения напечатали два столичных журнала. Публикациям в периодике предшествовал выход первого сборника, который был оценен критиками как многообещающий, хотя во многом подражательный. Настроение “Деревни” задает лексическая анафора “люблю”, которая напоминает читателю лермонтовскую “Родину”, созданную годом раньше. […]...