Анализ стихотворения Лермонтова “Вечер после дождя”

Состояние спокойной меланхолии, гармонирующее с пейзажной картиной, отображено в лермонтовском произведении, которое создано в 1829-30 гг.

Лирический герой наблюдает из окна за вечереющим небом. Поэтический текст отражает движение взгляда созерцателя, который охватывает небосклон и панораму, состоящую из крыш церквей, домов и верхушек труб. Торжественная красота угасающего дня передается при помощи лексики, характерной для романтической поэзии: “гаснет небосвод”, “прощальный луч”.

Эффект оживающей природы обеспечивается

комплексом олицетворений: “мрачные” – о тучах, “пробежав”, “волнует” – о ветре, “главу склонивши стоит” – о цветке. Тем же целям служит сравнение облаков с живым созданием – змеей.

Взгляд лирического субъекта устремляется вниз, в сумерки сада, и концентрируется на крупном плане. Образ цветка наделяется двумя сравнениями. Он возвышенно уподобляется восточной жемчужине, а также отождествляется с печальной девушкой. Женский образ обладает сложной структурой: душевные терзания противоречиво соседствуют с радостным

осознанием собственной красоты.

Антиномичные чувства плачущей героини перекликаются с состоянием природы – умиротворением и угасанием.

Колористические акценты лермонтовского пейзажа порождены отражением солнечных лучей на куполах и “огнистых краях” туч. Дрожащее мерцание водных капель на цветке и “пламенный” женский взгляд укладываются в общее цветовое пространство, организованное солнечно-огненными оттенками и блеском.

Герой “Вечера” сообщает о себе лишь одну особенность – “обманутые очи”. Эпитет, появившийся мимоходом, намекает читателю: у лирического “я”, как у страдающей девушки, есть поводы для тоски.

Лермонтовское творение исполнено задумчивой печали, которая заполоняет все художественное пространство “Вечера” – сменяющиеся планы пейзажной зарисовки, чувства героини, настроение лирического субъекта. Каждый из структурных элементов образного строя символизирует одинокие раздумья, складываясь в органичную и прекрасную, но грустно-мечтательную картину.

Стихотворение с аналогичным названием и тематикой присутствует в лирическом наследии Брюсова. Герой, “окропленный” теплым дождем, очарован величием весенней природы, блистающей после бурного ливня. Лирический субъект сравнивает себя с жрецом, восславляющим вечный и прекрасный “мир земли”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Лермонтова “Вечер после дождя”