Анализ стихотворения Гумилева “Сонет”

В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества – человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей – завоевателя и охотника, воина и моряка – неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя.

Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. Отважный и сильный романтик, чувствующий близость к “пропастям и бурям”, готов пройти свой путь до конца. В “Сонете”, опубликованном в 1912 г., настроение героя изменилось.

Скука и “туман” в душе, похожие на болезнь, напоминают состояние пушкинского Онегина, страдавшего от “английского сплина”.

Тоска бездействия сопровождается фантастическими видениями. Сначала возникают отдельные экзотические детали: “королевские алмазы” и окровавленный ятаган. Яркие “вещные” приметы сменяются образами воинов далекого прошлого, с которыми герой ощущает родственную связь.

Два временных пласта сближает сложный сплав жажды деятельности, тяги к опасности и погони за удачей, метафорически обозначенные как “веянье заразы”.

Первый терцет, следуя канонам жанра, синтезирует чувства лирического субъекта. Тоске и молчанию в туманно-сером настоящем противостоит яркий пейзаж прошлого. Прекрасный город, “голубые купола” которого купаются в лучах “закатного солнца”, окружен двойным рядом “белой пены” цветущих садов и океанских вод.

Последняя строка сонета неожиданно прерывает живописную зарисовку. После сообщения о поединке с неизвестным противником следует пауза, и за ней – эпатирующее припоминание о собственной смерти. Развязка предлагает по-новому взглянуть на отношения настоящего и прошлого: промелькнувшие в уме фантастические образы – не предки, а двойники лирического субъекта.

Погружаясь в воображаемые сферы, герой сталкивается с многослойной структурой, определяющей глубинные качества собственной натуры.

Картина причудливого мира, в котором переплетаются пестрые пространственно-временные пласты, облечена в классическую форму французской разновидности сонета.

Блуждание лирического “я”, охватывающее различные исторические эпохи, является одним из ведущих мотивов в поэтике Гумилева. Смешение времен и пространств, сконцентрированных в душе героя, достигает кульминации в стихотворном тексте ” Заблудившегося трамвая”.



Анализ стихотворения Гумилева “Сонет”