Анализ стихотворения Гумилева “Сонет”
В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества – человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей – завоевателя и охотника, воина и моряка – неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя.
Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. Отважный и сильный романтик, чувствующий близость к “пропастям и бурям”, готов пройти свой путь
Скука и “туман” в душе, похожие на болезнь, напоминают состояние пушкинского Онегина, страдавшего от “английского сплина”.
Тоска бездействия сопровождается фантастическими видениями. Сначала возникают отдельные экзотические детали: “королевские алмазы” и окровавленный ятаган. Яркие “вещные” приметы сменяются образами воинов далекого прошлого, с которыми герой ощущает родственную связь.
Два временных пласта сближает сложный сплав жажды деятельности, тяги к опасности и погони за удачей, метафорически
Первый терцет, следуя канонам жанра, синтезирует чувства лирического субъекта. Тоске и молчанию в туманно-сером настоящем противостоит яркий пейзаж прошлого. Прекрасный город, “голубые купола” которого купаются в лучах “закатного солнца”, окружен двойным рядом “белой пены” цветущих садов и океанских вод.
Последняя строка сонета неожиданно прерывает живописную зарисовку. После сообщения о поединке с неизвестным противником следует пауза, и за ней – эпатирующее припоминание о собственной смерти. Развязка предлагает по-новому взглянуть на отношения настоящего и прошлого: промелькнувшие в уме фантастические образы – не предки, а двойники лирического субъекта.
Погружаясь в воображаемые сферы, герой сталкивается с многослойной структурой, определяющей глубинные качества собственной натуры.
Картина причудливого мира, в котором переплетаются пестрые пространственно-временные пласты, облечена в классическую форму французской разновидности сонета.
Блуждание лирического “я”, охватывающее различные исторические эпохи, является одним из ведущих мотивов в поэтике Гумилева. Смешение времен и пространств, сконцентрированных в душе героя, достигает кульминации в стихотворном тексте ” Заблудившегося трамвая”.
- Анализ стихотворения Гумилева “Ягуар” Яркие образы животных, птиц и фантастических персонажей, имеющих общие черты с представителями земной фауны, стали знаковой особенностью гумилевской поэтики. Произведение 1907 г. выделяется среди анималистической лирики Гумилева: в художественном пространстве этого стихотворения читатель наблюдает перевоплощение лирического субъекта в персонажа, пришедшего из мира животных. Начало “Ягуара” определяет рамки сюжета: герой моделирует ситуацию “странного сна”, типичную для […]...
- “Сонет к форме” анализ стихотворения Брюсова История создания “Сонет к форме” был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл “Пролог” в сборнике юношеских стихотворений “Juvenilia”, который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в “Полное […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Природа” Точная дата создания произведения осталась неизвестной. “Природу” относят к 1918 г. – времени выхода сборника “Фарфоровый павильон”, в который вошло стихотворение. Эта поэтическая книга – особое явление в творчестве Гумилева: она содержит вольные переводы стихотворений китайских авторов, доступные поэту в переложении из французских источников. Языки трех стран и культур, преломленные в художественном мире лирического героя, […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Сон” Произведение, написанное в 1917 г., вошло в сборник “К Синей звезде”, изданный после гибели автора. Революционный год застал Гумилева в Париже, где он увлекся Еленой Дюбуше. “Девушка с газельими глазами” отвергла ухаживания поэта и вскоре вышла замуж за состоятельного американца. Одной из основных особенностей стихотворений парижского периода становится тема неразделенной любви к юной лирической героине, […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Дон-Жуан” Образ дона Жуана – испанского распутника – один из самых популярных в мировой литературе. Количество произведений, в которых встречается этот персонаж, – около 150. В частности, к нему обращался Гумилев. Современники по-разному характеризовали поэта, но нередко в их описаниях встречались следующие слова: авантюрист, мечтатель, поклонник опасностей и приключений, романтик. Сам стихотворец считал себя крайне некрасивым […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Детство” Автобиографический образ лирического героя-ребенка не относится к числу частотных, типичных для поэтики Гумилева. В позднем произведении “Память” возникает фигура “некрасивого” и “тонкого” мальчика, чувствительной душе которого близки и понятны явления природы. Обостренное восприятие живого мира позволяет автору наделить образ ребенка определением “колдовской”. Юный герой сторонится сверстников, избрав своими друзьями “дерево” и “рыжую собаку”. Основные мотивы, […]...
- А. С. Пушкин. Сонет Сонет, написанный Пушкиным в 1830 году, рисует общие контуры истории сонета. Что из истории сонета осталось в вашей памяти после чтения этого произведения Пушкина? В истории сонета как жанра Пушкин обозначил несколько этапов и назвал несколько имен. Сведения об этом даны в комментариях, и запоминаются именно они. Однако при первом чтении заинтересовывает то обстоятельство, что […]...
- “Жираф” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Жираф” Гумилев написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. “Романтические цветы”, изданном в Париже, и было посвящено Анне Ахматовой, которую Гумилев в тот момент считал своей невестой и на которой женился в 1910 г. Впоследствии посвящение было снято. Принято считать, что стихотворение написано под впечатлением путешествия Гумилева […]...
- “Вечер” (Еще один ненужный день…) анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Вечер” было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике “Жемчуга”, изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены настроения Гумилева, получившего отказ от Анны Ахматовой, к которой он сватался в это время. Фактом является только то, что в момент написания стихотворения отношения Гумилева и Ахматовой, которые все-таки поженились […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Выбор” Произведение 1908 г., вошедшее в сборник “Романтические цветы”, отражает авторский подход к мировоззренческой категории смерти, тема которой выходит за рамки отдельного издания. Картины последних минут жизни гумилевских героев разнообразны, однако в стихотворениях раннего периода смерть чаще всего представляется обманчивой “Белой Невестой”, прекрасной женщиной – “нежной” и “бледной”, ласковой и манящей. Россыпь коротких экспрессивных историй с […]...
- Анализ стихотворения “У меня не живут цветы” Н. С. Гумилева (Сравнительный анализ) Поэзия Гумилева кажется очень сложной для понимания и восприятия. Поэт использует в своих стихах иносказания, часто слова несут в себе скрытый смысл. Отсюда, наверное, загадочность, почти мистика. В ранней поэзии Николая Степановича в избытке присутствуют мифические герои, видения, реаркорнация, наверное, поэтому поэзия Гумилева воспринимается как не социальная, оторванная от жизни. Я не согласен с такими […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Ужас” Произведение, созданное осенью 1907 г., сочетает в себе жанровые особенности баллады и готического романа. Лирическое повествование от первого лица напоминает рассказ о кошмарном сне. Отталкиваясь от мотива прогулки, сквозного для гумилевской поэтики, сюжет движется в сторону нагнетания признаков опасного мистического путешествия. Длинная панорама коридора, в котором разворачивается действие “Ужаса”, характеризуется знаковыми особенностями – тишиной, полумраком […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Перстень” Произведение, созданное в 1920 г., объединяет в себе жанровые признаки баллады и русской сказки. Популярный сюжет о потере девушкой кольца, подаренного возлюбленным, составил основу “Перстня”, однако развитие и развязка темы оригинальны и не имеют явной связи с фольклорными источниками. В гумилевском творении присутствуют автобиографические мотивы: в пору юношеской увлеченности Анной Горенко поэт преподнес возлюбленной дорогой […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Любовь” Одно из загадочных поэтических творений, “Любовь” была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли свою роль и впечатления, порожденные перипетиями судьбы мастера парадоксов, одобрявшего самоутверждение утонченной личности, даже если оно выходило за пределы общественных норм. С другой стороны, главный […]...
- Анализ стихотворения “Приморский сонет” Ахматова “Приморский сонет” (1958). Сонет относится к философской лирике Ахматовой. Все обостряющееся ощущение скоротечности жизни вызывает у лирической героини не только печаль, но и чувство изумления перед нестареющей красотой жизни: Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет. И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней, И над цветущею […]...
- “Две розы” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Две розы” Гумилев написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвященное рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой, к которому так стремился Гумилев. По свидетельству Ахматовой, стихотворение было написано в альбом кузине Гумилева, Марии Кузьминой-Караваевой, и ей же посвящено. Стихотворение было напечатано в сборнике “Чужое […]...
- Анализ стихотворения Анненского “Мучительный сонет” В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник “Кипарисовый ларец”. Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном из кипарисового дерева. Во-вторых, в Древней Греции, с культурой которой Иннокентий Федорович был очень хорошо знаком, кипарис считался олицетворением печали. В-третьих, у христиан это дерево […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Девочка” Автобиографичность – несомненная черта произведения, датированного летом 1917 г. В поэтическом тексте отразились непростые отношения автора и его первой супруги Анны Ахматовой, которая стала прототипом обоих женских образов, созданных в стихотворении. Особое значение приобретают воспоминания о первых встречах двух поэтов: 17-летний юноша, едва познакомившись с “дикой девочкой” Аней, воспылал к ней горячей любовью. В центре […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Он поклялся в строгом храме” Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей – на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась. Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Шестое чувство” Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро. Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение “Шестое чувство”, […]...
- “Заблудившийся трамвай” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Заблудившийся трамвай” было написано Гумилевым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике “Огненный столп”. Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилев поделился с ней тем, как у него возник замысел стихотворения. Он возвращался на заре домой после вечеринки, где пил и играл в карты, и, проходя по мосту через Неву, увидел летящий […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Вечер” В 1910 году Гумилев выпустил сборник “Жемчуга”, включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу “Романтические цветы”. Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от Анненского, Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали “Жемчуга” ученической книгой. Стихотворение “Вечер”, датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, […]...
- “Шестое чувство” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Шестое чувство” было написано Гумилевым в 1920 г. и напечатано в сборнике “Огненный столп” в 1921 г. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюбленного вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно “использовать” – съесть, выпить, поцеловать. Но лирический […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Наступление” Николай Гумилев с огромным патриотизмом воспринял известие от начале первой мировой войны и в 1914 году записался в армию добровольцем. В свои 28 лет поэт все еще смотрел на жизнь сквозь розовые очки и считал, что участие в военной компании будет чем-то напоминать так полюбившиеся путешествия в далекие и неизведанные страны. Однако Гумилева ждало жестокое […]...
- Анализ стихотворения “Приморский сонет” Ахматовой А. А Итог жизни Ахматова подвела, в частности, “Приморским сонетом” (1958, “Седьмая книга”), имеющим в одной из рукописей название “Последний сонет”. В нем перед лицом недалекой, в представлении автора уже совсем близкой смерти (“Здесь все меня переживет, / Все, даже ветхие скворешни / И этот воздух…”) поэт по-пушкински умудренно приемлет жизнь как таковую, с неизбежным финалом: “И […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Когда, изнемогши от муки…” Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу диаметрально менялись. Если в начале семейной жизни Гумилев был безумно влюблен в свою супругу, которая не отвечала ему взаимностью, то со временем его чувства остыли. Ахматова же, наоборот, поняла, что […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Старый конквистадор” Образ рыцаря-завоевателя символичен для гумилевского творчества: он знаменует суть поэтической доктрины, с которой начинающий автор вступил в литературу. Доблестному воину не страшна смерть, герой призывает “любую” из ее личин, чтобы “биться до конца”. Персонаж, близкий по духу философии Гумилева, надеется выиграть рискованную схватку и добыть загадочную “голубую лилию” – романтическую мечту и любовь. В стихотворении […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Уста солнца” Одним из ярких моментов жизни Николая Гумилева стало его знакомство с Еленой дю Буше, дочерью французского хирурга. Произошло это в начале 1917 года, когда поэт в составе военной миссии оказался в Париже. Он находился в весьма унылом настроении, так как понимал, что во Второй мировой войне русская армия терпит поражение. Смириться с этим Гумилев, считавший […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Две розы” Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на себя руки из-за неразделенной любви к Анне Ахматовой. Однако брак с той, чьей благосклонности он добивался много лет, поставил точку в душевных муках поэта. Отныне Гумилев пообещал сам себе, что […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Мне снилось: мы умерли оба Принято считать, что у Николая Гумилева была единственная муза, и имя ей – Анна Ахматова. Однако на протяжении нескольких лет молодая и своенравная поэтесса отвечала на предложение руки и сердца своему будущему супругу отказом, что заставляло Гумилева совершать безумные поступки. Он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, убегал от будущей супруги чуть ли не на […]...
- Н. С. Гумилев. Сонет Опишите завершенные картины, которые рисует поэт в каждой из четырех частей сонета. Первая строфа – путь конквистадора. Вторая строфа – конквистадор верит в свою звезду. Третья строфа – герой не боится смерти. Четвертая строфа содержит “замок” сонета – в борьбе можно добыть голубую лилию – символ осуществления мечты. Что хочет сказать поэт, завершая сонет строкой […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Однообразные мелькают История романтических отношений Николая Гумилева и Анны Ахматовой полна взлетов и падений. В ней много радостных страниц, однако еще больше – трагизма, боли и погибших надежд. Гумилев был влюблен в свою будущую супругу с 19 лет, но долго не мог добиться взаимности. Когда же Ахматова дала свое согласие на брак, счастье молодых супругов было недолгим. […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Мечты” Романтическая натура Гумилева проявлялась в стихах весьма необычно и неординарно. Любитель дальних странствий, баловень судьбы и фантазер, он хотел, чтобы каждый человек в этом мире был счастлив. Как этого добиться, Гумилев не знал, хотя и предполагал, что начинать следует с самого себя, меняя если и не собственные принципы, то хотя бы стихи. О том, что […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Приморский сонет” Стихотворение “Приморский сонет”, написанное летом 1958 года почти семидесятилетней поэтессой, многие литературоведы склонны причислять к шедеврам поздней лирики Ахматовой. Создавалось оно в поселке Комарово, ныне входящем в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там Анна Андреевна жила в маленьком доме, который сама называла “Будкой”. Выделил его Литфонд. Нередко к поэтессе приезжали гости, в их числе – Иосиф […]...
- “Волшебная скрипка” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Волшебная скрипка” Гумилев написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник “Жемчуга”. Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилева. Литературное направление и жанр Отдавая дань своему учителю, Гумилев использует символы и аллегории. В традиции символистов музыка – первооснова творчества, особая стихия, порождающая поэзию в том числе. Волшебная скрипка как […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Память” Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставши впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение “Память”, написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела. Анализируя свою […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Мужик” Осмысление исторических путей, составляющих будущее России, – многогранная тема, которую поэт развивает в первом послереволюционном сборнике “Костер”. Историзм Гумилева включает в себя мифологическую основу: автор трактует современные ему события в обобщенно-философском плане, представляя их как эпизод борьбы двух начал – гармонического и хаотического. Образ мужика, центральный в поэтическом пространстве стихотворения 1916 г., является олицетворением разрушительных […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Я и вы” Незадолго до революции Николай Гумилев оказался во Франции, где влюбился в Елену дю Буше. Именно этой женщине в 1918 году поэт посвятил стихотворение “Я и вы”, в котором не только раскрывает свои чувства, но и предсказывает собственную гибель. Гумилев понимает, что у них с Еленой нет общего будущего – они слишком разные. Поэтому данное произведение […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Нежно-небывалая отрада…” Тема преимуществ, которые дают человеку жизнь и смерть, достаточно часто встречается в творчестве Николая Гумилева. И это неудивительно, ведь автор обладал переменчивым и достаточно сложным характером. По этой причине он не только с завидной регулярностью задумывался о самоубийстве, но и дважды предпринимал попытки добровольно лишить себя жизни после того, как получал отказ от Анны Ахматовой […]...
- Анализ стихотворения Гумилева “Война” Поэт отправился на фронт добровольцем, хотя по состоянию здоровья имел освобождение от военной службы и мог без труда отказаться от призыва. Первый год вызвал самые яркие перемены и впечатления: за храбрость и мужество Гумилев был отмечен двумя Георгиевскими крестами, а позже получил чин прапорщика. Тогда же появились поэтические тексты, составляющие небольшое наследие военной лирики Гумилева. […]...