Анализ прозаического произведения
Типология тем сочинений
II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры
2.3. Анализ прозаического произведения
При анализе прозаического текста надо иметь в виду особенности художественного стиля речи, среди которых, в первую очередь, выделяются образность, а также использование художественных средств языка. Необходимость выбора указанных средств определяется замыслом автора, сюжетом произведения, его идеей, своеобразием показанных характеров. Анализируя прозаический текст, читатель проникает в мир автора, пытается постичь его мировоззрение, понять его позицию.
Создавая сочинение-анализ прозаического текста, автор работы, прежде всего, должен обращать внимание на сюжетное построение произведения, его композиционные особенности, систему образов, пейзажный фон, языковые средства, использованные писателем, а также идею произведения, его концепцию.
Отдельные компоненты анализа прозаического текста (в частности, роль портрета, пейзажа, описания обстановки и так далее) подробно освещались в разделе, посвященном теме-проблеме.
- Анализ драматического произведения Типология тем сочинений II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры 2.2. Анализ драматического произведения Драму принято считать высшим литературным родом, объединяющим в себе эпические и лирические начала. От эпоса драма берет такое изображение действительности, которое заключает в себе внешний, по отношению к автору, показ жизни, а от лирики – создание законченных характеров […]...
- Сочинение – анализ эпизода Анализ эпизода – метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Анализ эпизода – это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Сочинение – анализ эпизода актуально на сегодняшний день в связи с письменным экзаменом по литературе в форме изложения. Данная форма письменного экзамена предполагает не только полное или сжатое изложение предложенного текста с […]...
- Методика работы над изучением эпического произведения в школе Существуют определенные трудности при изучении эпических произведений в школе: большие по объему тексты дети читают неохотно (решения: выяснить, сколько в библиотеке экземпляров, раздать за 1-1,5 мес. уч-ся по группам, отксерокопировать важные главы); 2) развивать интерес к чтению (уч-ся в процессе чтения отвечают на вопросы, создать ситуацию спора по той или иной нравственной проблеме, попросить найти […]...
- Написание примеры сочинения миниатюры на егэ 2012 (Анализ стихотворения, стиха) 1. Обратить внимание на тему, сюжет эпизода (авторского размышления). 2. Кратко сформулировать, какие мысли автора раскрываются в данном эпизоде (размышлении). 3. Подумать, каково значение эпизода для понимания общегуманистической, философской позиции автора. 4. Определить, какими стилистическими средствами автор достигает передачи своих идей. 5. Выразить собственное мнение о том, какое впечатление произвела тема, затронутая автором предложенного текста. […]...
- Тургенев, Анализ произведения Ася, План Анализ произведения По жанру это произведение можно отнести к повести. В основе его лежит красивая история любви, которая, к сожалению, завершилась разлукой. Завязка – знакомство с Гагиными. Развитие действия – взаимоотношения между молодыми людьми. Кульминация – объяснение Н. Н. с Гагиным. Развязка – объяснение с Асей. Заключение – размышления Н. Н. о прошлом и настоящем. […]...
- Толстой, Анализ произведения Отрочество, План Анализ произведения “Отрочество” по жанру относится к автобиографическим повестям. Это вторая часть трилогии. В этой повести продолжается анализ души взрослеющего человека. Период отрочества начинается у Николая после смерти матери. Меняется его восприятие окружающего мира – приходит понимание того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей, которым до него нет дела. Николеньку […]...
- Анализ художественного произведения Анализ художественного произведения Примерная схема анализа литературно-художественного произведения, при анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму, примерный план характеристики художественного образа-персонажа, возможный план разбора лирического стихотворения, общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя, как вести краткую запись о прочитанных книгах. При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную […]...
- Анализ произведения Тихий дон “Тихий Дон” (Роман) Литературоведческий анализ. Роман Михаила Шолохова “Тихий Дон” повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями периодов в истории нашей страны – времени Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба донских казаков, жителей одного из множества хуторов “Обдонья” (Подонья), в первую очередь семьи середняков Мелеховых. Творчество […]...
- Как на уроке читать текст драматического произведения? Слово драматурга – звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев. Поэтому при изучении драматического произведения учителю необходимо самому прочесть отдельные сцены или предложить ученикам прослушать отрывки из звуковых записей спектаклей. Читая текст драматического произведения, учитель как бы от третьего лица воспроизводит содержание диалогов, обозначая легкими изменениями […]...
- Форма художественного произведения І. ПОЭТИКА – учение о форме, построении разных типов литературных произведений. II. СЮЖЕТ – вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении. 1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, Композиция сюжета) ЭКСПОЗИЦИЯ – предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии. ЗАВЯЗКА – отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта. […]...
- Гоголь, Анализ произведения Заколдованное место Анализ произведения “Заколдованное место” входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, “высунуть нос из своего захолустья в большой свет”. Быль “Заколдованное место” рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта […]...
- Чехов, Анализ произведения Анна на шее, План Анализ произведения Это произведение отличается глубиной художественного воспроизведения жизни. Главной героиней является восемнадцатилетняя девушка Аня, которая выходит замуж за пожилого чиновника Модеста Алексеевича для того только, чтобы помочь своей семье. Ее не устраивает подобное существование, поэтому она часто сомневается в правильности своего поступка. Однако девушка не вносит в жизнь никаких коренных изменений, а подчиняется ей, […]...
- Гоголь, Анализ произведения Женитьба, План Анализ произведения Это комедия, отражающая жизнь провинциального дворянства. Все действие здесь группируется вокруг одного важного события – женитьбы. Реальная жизнь показана здесь нелепой, смешной и абсурдной. Это социально-бытовая пьеса, герои которой наделены психологизмом. План 1. Решение Подколесина жениться. 2. Визит свахи. 3. Посещение невесты. 4. Описание женихов. 5. Агафья Тихоновна отказывает всем, кроме Подколесина, благодаря […]...
- Бунин, Анализ произведения Косцы, План Анализ произведения Рассказ “Косцы” – это поэтическая зарисовка, сопровождаемая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем песня грузчиков во время путешествия на пароходе. Потом такую же сильную, могучую, ладную песню услышал Бунин, проезжая в деревне мимо косцов. Применительно к этому рассказу нельзя говорить о композиции произведения – это, скорее, […]...
- Анализ литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. А. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику – наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным […]...
- Гоголь, Анализ произведения Портрет, План Анализ произведения Эта повесть ставит важнейшую проблему – взаимоотношения искусства и действительности, художника и общества. Гоголь показывает, что меркантильность и денежные интересы губительны для настоящего искусства. Повесть построена на фантастической основе. В ней можно выделить две части. В первой дана история жизни художника Чарткова. Вторая часть – история страшного портрета, история ростовщика и художника-монаха, искупающего […]...
- Бунин, Анализ произведения Лапти, План Анализ произведения Жанр произведения – рассказ. Герои – мать ребенка, Нефед, мужики из соседнего села и больной ребенок. Завязка – известие о болезни ребенка и желание Нефеда отправиться в соседнее село за лаптями. Кульминация – отсутствие Нефеда в доме в течение всей вьюжной ночи. Развязка – мужики из соседнего села привезли его труп. Это рассказ […]...
- Структурный анализ лирического произведения “Весь день она лежала в забытьи” Выразительное чтение – одна из наиболее распространенных форм работы со стихотворным произведением; оно позволяет ученику проникнуть в образно – эмоциональную сферу переживаний автора, почувствовать особенности стиля и языка. Но ученик, как правило, передает лишь настроение стихотворного произведения, а не его мысль. Подобные искажения мы можем наблюдать и на уроке, и на многочисленных конкурсах чтецов: школьники […]...
- Пушкин, Анализ произведения Станционный смотритель Анализ произведения Жанр произведения – рассказ в рассказе. Три главных героя – станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский. Одним из героев произведения является сам автор, выведенный в образе путешественника. Завязка действия – лирическое отступление о сословии станционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация – […]...
- Гоголь, Анализ произведения Шинель, План Анализ произведения Здесь тему маленького человека Гоголь раскрывает как проблему общественную, социальную. Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Автор уже в начале подчеркивает предопределенность судьбы героя, когда выбирают имя родившемуся ребенку. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. Вечный титулярный советник, занимающий скромное, малозначительное место […]...
- Анализ произведения А. Аверченко “Люди – братья” Обстоятельства заставили автора эмигрировать за рубеж, и он не понаслышке знает вкус жизни на чужбине. Именно поэтому героями его произведения становятся три случайно встретившихся петербуржца в “ресторане на Приморском бульваре”. В ходе беседы выясняется, что их судьбы пересекались, и они знакомы. Мужчины очень рады неожиданной встрече и прямо в ресторане “все трое обнявшись и, сверкая […]...
- Достоевский, анализ произведения Преступления и наказание, План Анализ произведения По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем – нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая – до преступления, а вторая – рассказ о нравственном наказании героя после совершения преступления, то есть автор показывает сомнения, […]...
- Анализ произведения “ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ” “ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ”; В годы блокады Ленинграда Анна Андреевна Ахматова “несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи – убежища в саду… Фонтанного дома, под кленом, воспетым ей в “Поэме без героя”;, которая писалась четверть века, с 1940 по 1965 год. В течение этих лет поэтесса не только […]...
- Анализ языка художественного произведения Анализ языка художественного произведения помогает глубже проникнуть в замысел автора, выявить незаметные на первый взгляд закономерности, связанные с сюжетом, и эксплицировать новых героев, которые стали вольными или невольными участниками событий, описываемых в тексте. Очевидно, что любой персонаж, представленный в художественном произведении, призван реализовывать творческую идею – это положение в равной мере относится и к активно […]...
- Толстой, Анализ произведения Детство, План Анализ произведения Жанр произведения – автобиографическая повесть. Кульминацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них – завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий – развязка, “последние грустные воспоминания”. Повесть “Детство”, напечатанная в журнале Н. А. Некрасова “Современник”, наряду с военными рассказами, сразу же принесла Толстому известность и признание […]...
- Бунин, Анализ произведения Цифры, План Анализ произведения Жанр произведения – психологический рассказ. Герои – мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка – мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация – дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка – ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. […]...
- Анализ речевой композиции Анализ речевой композиции Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи. Частично он пересекается с анализом “своего” и “чужого” слова, частично – с анализом стиля, частично – с анализом художественных приемов (лексических, синтаксических, грамматических, фонетических и т. д.). Подробнее обо всем этом мы поговорим в главе “Художественная речь” . Сейчас хотелось бы обратить внимание […]...
- Пушкин, Анализ произведения Борис Годунов, План Анализ произведения Жанр произведения – трагедия. Завязка – ожидание того, что Борис Годунов примет царский венец. Кульминаций несколько. Развязка – гибель царской семьи во главе с царем Борисом. Народ безмолвствует. В центре произведения – сильная личность, вступившая в конфликт с окружающим миром. Проблема осложняется легендой о причастности царя Бориса к убийству законного царевича Дмитрия. Нечиста […]...
- Казаков, Анализ произведения Тихое утро, План Анализ произведения Жанр произведения – психологический рассказ. Героев двое – деревенский житель Яшка и его новый знакомый, приехавший из Москвы погостить, Володя. Основа сюжета – поведение двух ребят, совершенно разных по характеру и образу мыслей, в экстремальной ситуации. Завязка – подготовка мальчиков к рыбалке, утренняя прогулка по селу. Кульминация – ситуация, когда Володя едва не […]...
- Карамзин Бедная Лиза Анализ произведения, План пересказа Анализ произведения Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина играют чувства. Одним из главных героев произведения становится повествователь, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение […]...
- Горький, Анализ произведения Детство, План Анализ произведения Жанр произведения – автобиографическая повесть, героями которой являются окружающие мальчика Алешу Пешкова люди, члены семьи деда Каширина и мастера, работающие в его красильне. Завязкой повести является переезд матери и сына к деду после смерти отца. Кульминаций несколько, в зависимости от того, о какой ситуации идет речь – пожар это, смерть Цыганка или встреча […]...
- Сочинение на тему: “Анализ произведения “Крыжовник” Чехова” Литературные произведения всегда интересно анализировать. А если речь идет о произведениях великих русских классиков, то этот интерес возрастает во много раз. В частности, один из величайших русских писателей Антон Павлович Чехов написал множество важных произведений, понимание которых принципиально важно для всех, кому небезразлична судьба родины, и всех тех, кто ее населяет. Некоторые конкретные произведения авторства […]...
- Сочинение-анализ эпизода художественного произведения В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них – анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, […]...
- Чехов, Анализ произведения Хамелеон, План Анализ произведения Жанр произведения – юмористический рассказ. Однако ранние рассказы Чехова нельзя назвать только юмористическими, они прочно стоят в ряду лучших сатирических произведений русской классической литературы. Рассказ посвящен теме обличения чинопочитания и подхалимства. Героев в нем немного – полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, генеральский повар Прохор и, конечно же, виновник скандала […]...
- Идея произведения Идея Произведения – основная мысль произведения, выраженная посредством художественных образов. Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и […]...
- Шолохов, Анализ произведения, Судьба человека, План Анализ произведения Главным героем рассказа является шофер Андрей Соколов. Это обыкновенный рядовой солдат Советской армии, переживший страшную трагедию во время Великой Отечественной войны, потеряв самых близких людей. В произведении изображена суровая правда жизни со всеми ее трудностями и горестями, тяжелая борьба за идеалы человечества. Соколов – трагическая фигура. Он – представитель народа, яркий носитель именно […]...
- Платонов, Анализ произведения Неизвестный цветок, План Анализ произведения Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два – сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка – появление неизвестного цветка на пустыре. Развитие действия – описание роста, выживания и формирования растения. Кульминация – встреча с девочкой Дашей и ее работа по облагораживанию пустыря. Развязка – на пустыре растет потомок неизвестного цветка, ставший еще красивее, чем […]...
- Гоголь, Анализ произведения Невский проспект, План Анализ произведения Эта повесть определяет основные темы и проблемы сборника. Невский проспект предстает как символ всего Петербурга – города контрастов. Поэтому автор описывает его в различное время одного дня. Лица здесь отсутствуют, есть лишь примечательные детали внешнего облика – шляпки, усы, бакенбарды. На фоне этого описания, также используя принцип контраста, писатель раскрывает судьбу художника Пискарева […]...
- Салтыков-Щедрин, Анализ произведения Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Анализ произведения Это продолжение серии обличительных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. В повести сатирически высмеиваются не сами генералы, а основы русской жизни. В основе благополучия большой прослойки дворянства и чиновничьего класса лежит труд простых мужиков. Хамское отношение, лень, грубость и бессердечие правящего класса становятся мишенью для едкой сатиры в этой повести для Салтыкова-Щедрина. Генералы пользуются трудом […]...
- Салтыков-Щедрин, Анализ произведения История одного города, План Анализ произведения Это произведение является пародией на русский государственный социальный строй, сатирой на крепостничество, самодержавие и бюрократизм. От имени рассказчика выступает архивариус, причем в нескольких лицах. Его задача – описать историю города Глупова, рассказать о правителях и о том, как они жили “в соответствии с народом”. Начинается роман в торжественной высокой летописной манере, которая сразу […]...