Понятие теории литературы в программе обучения
При необходимости, предопределенной изучением основного материала, и в меру нагромождения конкретных наблюдений, понятий, фактов, программа обязывает формировать знание из теории литературы. Они нужны как непременное условие более глубокого понимания и восприятия художественного произведения или литературного явления, более полного обеспечения, идейно эстетичного воспитание учеников.
В процессе изучения творчества писателей и характеристики этапов развития литературы программа определяет основные теоретические понятия, которые
Круг литературно-критических знаний широкий и разнообразный: от основополагающих, обобщенных понятий о литературе, ее специфике и месте среди других отраслей искусства; о ее школьном предмете как органическом сплаве науки и искусства; о литературных родах: виды, жанры; об общественной роли художественной литературы; о творческих методах и литературных направлениях, об образной системе произведения, его композиции, сюжете, элементах
Сформированные и применяемые на конкретном, определенном программой, материале, на первый взгляд якобы разрозненные, понятия из теории литературы постепенно обобщаются, составляя систему знаний, умений и навыков.
Ввиду того, что основной курс литературы в школе опирается на направляемое учителем внеклассное чтение, программа определяет ориентировочный перечень произведений для самостоятельного внеклассного чтения и отводит специальные уроки для бесед на материале прочитанного. На такие уроки в 5-9 классах учитель добирает произведения из списков заказных программой книг для внеклассного чтения, работы кружка, литературных вечеров, конференций, диспутов.
Направляя чтение, рядом с классикой, лучших произведений современной литературы программа ориентирует учителя на рекомендацию ученикам не только определенных ею книг, но и новых изданий, а также произведений, опубликованных в печати периодической, чтобы снискали одобрение критикой и широкой общественностью, а наилучшие из них удостоены Государственных и литературных премий.
Для чтения и обсуждения выбираются, в соответствии с требованиями, новые произведения современной украинской литературы, в которых отображена жизнь людей со всеми его радостями и сложностями.
Тесно связано с изучением художественных произведений и литературного процесса развитие устной и письменной речи учеников, основные виды которого определяет программа. Рекомендуются такие задания, которые обеспечивают формирование у школьников образного (художественного) и логического (научного) мышления, творческого воображения, эстетичного чувства, критических суждений, стремления, к идеалу, программа конкретизирует виды письменных работ и устных заданий, предназначенных для выработки умений анализа произведений и оценивания литературных явлений.
- Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Системный анализ и ТРИЗ в школьной программе – когда и как. Опыт российских коллег. Проблема интенсификации обучения Объем знаний в мире стремительно увеличивается. Соответственно, увеличивается объем информации, которую человек должен освоить в школе. Сегодня массовая школа пытается решить эту проблему экстенсивным путем: увеличивается количество уроков (современный школьный дневник рассчитан уже не на 6 уроков в день, как это было в наше время, а на 8), удлиняется время обучения за счет перевода начальной […]...
- Понятие о драме как жанре литературы Драма (от греч. – Действие) – род литературы, один из трех, наряду с эпосом и лирикой. Основой драмы, как на это указывает начальная суть слова, является действие. В этом драма близка к эпосу: в обоих случаях объективное изображение жизни происходит через события, поступки, столкновения героев, борьбу, то есть через явления, которые составляют внешний мир. Но […]...
- Становление теории и критики литературы в России В статье Из прошлого печати в России Белинский отмечал, что “освободительное движение в России прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время” […]...
- От теории литературы – к практике школьного анализа Лекция № 1 Когда в филологах согласья нет… “Медный Всадник”: как говорить о конфликте в произведении? I Прежде чем говорить о вещах конкретных, то есть о методике работы с филологической терминологией, нужно уточнить несколько общих положений, касающихся тех принципов, на которых строится школьная литература. Изучая какое-либо произведение, мы стремимся уложить в сознании наших учеников некую […]...
- Характеристика литературы как школьного предмета Художественная литература обогащает эмоциональный мир учеников. О силе эмоционального преподавания литературы писал Максим Рыльский в очерке о своем учителе Дмитрии Николаевиче Ревуцком. Литература призвана, утверждал он, в человеке ясным светом зажигать любовь к красоте (“Учитель словесности”). К преподавателю литературы прямо касается и пламенный призыв А. П. Довженко – силой искусства слова вершить, радовать, просветлять душевный […]...
- Понятие о романтизме как направлении мировой литературы Романтизм – одно из ведущих направлений в литературе, науке и искусстве. Возник в конце XVIII столетия в Германии, Англии и Франции, а с начала XIX ст. постепенно распространился в большинстве стран Европы и в США. В XVIII столетии романтическим называли все необыкновенное, фантастическое, странное, такое, что встречается лишь в книгах (романах), а не в жизни. […]...
- Требования к программе дополнительного образования детей Примерные требования к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “Об образовании ” (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуется основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в […]...
- Теория литературы – область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины “Методика преподавания мировой литературы”. Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- Понятие о традициях и новаторстве в литературе Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе. Традиции в литературе – преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе ее длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Например, для […]...
- Заочная и дистанционная формы обучения. В чем различия данных форм обучения? Заочная и дистанционная формы обучения. В чем различия данных форм обучения? Все новое, что прокрадывается в нашу жизнь, мы непременно сравниваем с тем, что уже существует и является традиционным для нас. Каждую новинку мы оцениваем, отталкиваясь от того, что существует, и в этом наша ошибка. Данное явление характерно и для термина “дистанционное обучение”. Довольно многие […]...
- Обзорные разделы по литературе в 9-11 классах Особенные задания выполняют обзорные разделы программы для 11 класса. По своему содержанию и назначениям они набирают разного характера: вступительный раздел о становлении и развитии украинской литературы; обобщающий обзор современной украинской литературы; итоговый – мировое значение украинской литературы. Такие разделы имеют своей целью не только обобщения и систематизацию знаний учеников, приобретенных во время изучения творчества отдельных […]...
- Проблемы современного урока литературы Одной из актуальнейших проблем современного урока литературы является проблема чтения не только родной, но и зарубежной литературы, то есть переводных текстов. Не случайно по теории литературы в современной школе дается понятие об оригинальной и переводной литературе (5 кл.), об украинской и русской переводческих школах, их выдающихся представителях (11 кл.). Особое внимание на уроке литературы следует […]...
- Роман И. А. Гончарова “Обломов” в программе МИРОС Вертикальный принцип построения программы МИРОС является основополагающим: творчество наиболее значительных русских писателей изучается с 5-го по 11-й класс, что “позволяет с самого начала изучения творчества писателя в школе найти ключ к постижению его художественного мира, творческой манеры”. Этот принцип проявляется не только в том, что программа обращается в каждом следующем классе к новому для учеников […]...
- Краткая характеристика Литературы XIX века На протяжении тысячелетий формировалась система литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров (роман, рассказ, комедия и т. д.), изобразительных средств языка (метафора, эпитет и др.). Развитие литературы – это особый процесс. Литература нового времени опирается на достижения литературы прежних веков. Так, древнейшие произведения писались только в стихах, и лишь в XVIII-XIX веках проза и поэзия стали […]...
- СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ (6 класс) по программе В. Ф. Чертова СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ ( 6 кл.) по программе В. Ф. Чертова Программные произведения Внеклассное чтение Мифы Древней Греции, Песнь о нибелунгах Гомер “Илиада”, “Одиссея” Русские былины Былина ” Садко”., А. К. Толстой ” Илья Муромец”, Плвесть о житии Александра Невского, Повесть о Тверском Отроче монастыре Жуковский ” Светлана” Жуковский “Людмила” Пушкин ” Дубровский”, […]...
- ПРИЛОЖЕНИЕ К ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ “ЗДОРОВЬЕ” ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ “ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА” – скачать бесплатно МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ№ 5 Г. АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПРИЛОЖЕНИЕ К ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ “ЗДОРОВЬЕ” ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ “ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА” Составители: Учитель начальных классов Ольга Ивановна Фролова Протокол педсовета № 4 от 15.01.05г. СОДЕРЖАНИЕ: Введение. Содержание инновационного проекта “Валеологическая культура”, концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта. Проблема, объект, предмет исследования, гипотеза, цели и задачи проекта. […]...
- Описание активного метода обучения “Автобусная остановка” Метод активного обучения. Мне кажется, что метод может использоваться как для детей младшего возраста, так и для детей старшего школьного возраста. Метод “Автобусная остановка” Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек Численность: весь класс Время: 20-25 мин. Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот ), фломастеры. Проведение: Учитель определяет […]...
- Как современники читают классику, или Альтернативная история литературы После гениев можно писать только потому, что они лишены возможности отобразить современность… Е. Скульская Сетования на то, что сейчас молодые люди – школьники и студенты – не читают классику, стали общим местом. Редакция журнала “Мир русского слова” провела опрос подростков с целью выявления их читательских пристрастий. Среди вопросов был и такой: “Какое произведение может войти […]...
- Система уроков по современной литературе в 10-м классе КУЛИГИНА Татьяна Викторовна (1949) – учитель русского языка и литературы. Живет в Иваново. Материал подготовлен Н. В. Васильевой, методистом Ивановского ИПК и ППК. В оформлении использованы фотографии из издания: Kultur &; Jugend. 2003. № 3. Предлагаемая система уроков основывается автором на следующих принципах: осмысление названных ниже произведений современной литературы в Контексте литературного процесса, в их […]...
- Комментарии к презентации: Индивидуализация образовательного процесса через дистанционные формы обучения Индивидуализация образовательного процесса Через дистанционные формы обучения 1 слайд Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс образования. Это особенно важно как при обучении детей с ограниченными возможностями, так и в условиях больших учебных нагрузок […]...
- Сочинение на тему: “Проблема воспитания и обучения” Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека. Именно от того, как будет воспитан человек, какая атмосфера будет царить в его семье, будет зависеть его будущее, его характер и его жизненные цели. Обучение, также несомненно важно в жизни каждого человека, ведь без образования […]...
- Понятие о настоящем искусстве по тексту Т. Толстой У каждого человека свое понятие о настоящем искусстве. Для одних истинное искусство – это театр, для других – живопись, для третьих – кинематография. Некоторые люди не видят ничего прекрасного в том, что другие считают божеством и ставят на высшую ступень мирового искусства. Но и те и другие правы, именно поэтому и существует так много видов […]...
- Кабинет литературы В каждой школе есть библиотека и кабинет литературы. Есть такой кабинет и у нас. В нем собрано множество книг и материалов. Эти материалы самые разные: критическая и учебная литература, иллюстрации к произведениям писателей, художественные альбомы, различные аудио – и видеозаписи актерского исполнения литературных произведений. В литературном кабинете хранятся творческие работы учеников нашей школы. Там всегда […]...
- Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах У Сухомлинского в “Родительской педагогике” можно прочитать: “Есть опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек”. […]...
- Роль уроков литературы в постижении подростками “нравственных парадоксов” жизни Особенность периода отрочества состоит в том, что в это время у подростков возникает потребность осознать себя как личность, стремление понять нравственно-психологические особенности людей, с которыми они вступают во взаимодействие. Примечательно, что чаще всего примеры сложнейших ситуаций, возможных в жизни, и способов выхода из них подростки находят не в самой действительности, а в произведениях художественной литературы. […]...
- Каковы элементы теории Сиднея, которые могли способствовать обогащению эстетики Шекспира? Сидней горячо доказывает необходимость и важность призвания поэта, которого он ставит выше всех ученых, называя его “монархом”, указывающим путь людям и. Важно, что Сидней относит к поэзии не только стихотворные памятники, но и произведения, написанные прозой, если в них ощутимо стремление автора создать обобщенные образы в сочетании с назиданием: “Не рифма и стих делают поэта, […]...
- Вопросы литературы В июльско-августовском номере “Вопросов литературы” (2008. № 4) немало материалов, которые пригодятся словеснику для его повседневной работы, а не только для повышения своего профессионального уровня (то есть для души). В рубрике “Над строками одного произведения” помещена статьи О. Г. Лазареску “Часть текста: Функция предисловий в романе “Герой нашего времени””, а в разделе “История русской литературы” […]...
- Конспект урока на тему “Понятие, сущность и организация государства” Конспект урока на тему “Понятие, сущность и организация государства” МИКРОМОДУЛИ (учебные элементы) 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. Цель: в этом микромодуле вам предстоит уяснить, что государство является центральным институтом власти, важнейшей составной частью политической системы общества. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: 1.Что такое политическая система общества? 2.Назовите социальные институты политической системы. 3.Что является основным институтом политической системы? […]...
- Направление литературного образования Программа школьного предмета литературы строится на основе сочетания искусства слова с литературоведческой наукой, призванной раскрывать его закономерности, родниковые истоки и богатства. В центре программы для каждого класса, с четвертого (пятого) по одиннадцатый включительно, а пропедевтика – с первого, как и с дошкольных заведений, – содержатся подобранные в соответствии с вековыми, психологическими возможностями детей выдающиеся по […]...
- Что понимают под техникой чтения? Влияние смыслового и технического чтения на процесс обучения Что же понимают под техникой чтения? Чтение-это сложный психофизиологический процесс, в котором выделяют 2 стороны:1)смысловой-понимание, осознание смысла; 2)технический-темп, правильность, выразительность. Осмысленность:содержание каждого из предложений, уяснение смысловой связи между предложениями, содержание отдельных частей(абзацев, эпизодов, глав)и смысла этих частей(не только о чем говорится, но и что этим сказано).Правильность:читающий избегает ошибок, либо наоборот заменяет, переставляет, искажает буквы(звуки),слоги и […]...
- Роль художественной литературы в жизни общества Понятия “культура” и “человечество” неразделимы. Одной из главных составляющих первой является литература. Я уверена, что жизнь без поэзии, прозы, устного народного творчества была бы пуста. Если бы не художественная литературе, человечество окружали бы только “сухие” факты. Телевидение и Интернет состояли бы исключительно из новостной ленты, а развлекательные программы, если бы они и были, выглядели бы […]...
- “Элементы проблемного обучения на уроках физики” МКОУ Григорьевская ООШ Сообщение на РМО. Тема: “Элементы проблемного обучения на уроках физики” Учитель: Андреева Е. В. 2012г. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы ему реализовать свои способности, достичь поставленных жизненных целей. Выпускник современной школы должен владеть основами современной физики, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно […]...
- Из литературы третьего тысячелетия: об основных тенденциях развития мировой литературы в конце ХХ – начале ХХІ века …Искусство предназначено лишь изображать и толковать жизнь – всегда многоликую, всегда противоречивую и всегда несовершенную. Дмитрий Затонский Для развития мирового литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века характерно сосуществование и взаимодействие разных стилей, направлений и течений. Как отмечают современные литературоведы, в стремительное и нестабильное время рубежа веков продолжают развиваться художественные произведения с реалистической доминантой. […]...
- Общее понятие о родах и жанрах в литературе Предметом тщательного внимания исследователей уже свыше двух тысячелетий является проблема литературных родов и жанров. Если с первой ее частью все является более-менее понятным: большинство научных работников соглашаются с тем, что существует три литературных рода – эпос, лирика и драма, то относительно второй – имеем разные, достаточно противоречивые точки зрения. Рядом с понятием “жанр” уживается еще […]...
- Конспект урока изобразительного искусства по программе Неменского “Деревня – деревянный мир” в 4 классе Конспект урока Изобразительного искусства По программе Б. М. Неменского ” Деревня – деревянный мир” В 4 классе Учителя начальных классов МОУ ООШ с. Благодатное Шихановой Валентины Михайловны 2015-2012 уч. год Тема урока : “Деревня – деревянный мир”. Тип урока: комбинированный ( Сочетание изучения новой темы с контролем знаний) Цели : Образовательные: – продолжить знакомство учащихся […]...
- Понятие про миф С давних времен люди пытались объяснить мир, природу и свое место в окружающей среде. Так возникли мифы, которые является особенным способом мышления, воплощением коллективного сознания народа, отражением представлений и верований древних людей. Миф в переводе с греческого означает слово, молва, весть, рассказ. От этого слова происходит понятие мифология – 1) совокупность мифов: 2) наука, задачей […]...
- Проектная деятельность на уроках технологии как основа развивающего обучения Проектная деятельность на уроках технологии как основа развивающего обучения. Современная система образования дает учителю возможность среди множества инновационных методик выбрать свою. Личность ученика, его отношение к процессу обучения, совместные с педагогом действия, направленные на получение результата – вот залог успеха. И каждому ученику, стремящемуся получить знания на теперешнем уроке, легче это сделать, следуя правилу ” […]...
- Проектирование уроков литературы Татьяна Вячеславовна РЫЖКОВА – доцент кафедры детской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, учитель литературы. Автор книг “Путь к Булгакову”, “Диалоги с Булгаковым”, “Встречи с Цветаевой”, “Вновь Исакий в облаченье…”; статей об уроках литературы и кино, учебника “Теоретические основы и технологии начального литературного образования”, готовящегося к выходу в издательстве […]...