Роль уроков литературы в постижении подростками “нравственных парадоксов” жизни

Особенность периода отрочества состоит в том, что в это время у подростков возникает потребность осознать себя как личность, стремление понять нравственно-психологические особенности людей, с которыми они вступают во взаимодействие. Примечательно, что чаще всего примеры сложнейших ситуаций, возможных в жизни, и способов выхода из них подростки находят не в самой действительности, а в произведениях художественной литературы.

Так, при изучении рассказа Эдгара По “Лягушонок” (Нор-Frog) В центре внимания учеников оказываются сложнейшие

нравственные вопросы, связанные с мотивами человеческих поступков: как быть, если тебя обидели, причинили зло? Какие способы защиты человеческого достоинства возможны? Что определяет их выбор?

Что такое месть и есть ли ей мера? В чем истоки жестокого поведения человека? Где (и есть ли вообще) граница между добром и злом?

Чем следует руководствоваться, определяя ее?

Задача урока, посвященного изучению данного произведения, – ввести учащихся в мир рассказов По; показать изображенные в них “нравственные парадоксы” (Н. А. Бердяев) человеческой жизни, где добро и зло переплетаются, а порой и перетекают

одно в другое; раскрыть авторскую позицию и побудить школьников соотнести с ней личностное восприятие прочитанного.

В начале урока ученикам предлагается поделиться впечатлениями, возникшими после чтения “Лягушонка”; рассказать о том, что потрясло, взволновало: натуралистические подробности в описании расправы над обидчиком или то, что Такое мог задумать и совершить человек.

Далее в слове учителя отмечается, что в произведениях Э. По было много загадочного, страшного, вызывающего споры, порой даже неприятие читателей, критиков. Объяснялось это стремлением писателя заглянуть в глубины человеческой души, раскрыть ее тайны, понять мотивы человеческих поступков. Ф. М. Достоевский – писатель, который сам мастерски изображал потаенные уголки души своих героев, – отмечал: “Он почти всегда берет самую исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое положение, и с такою силою проницательности, с такою поражающею верностью рассказывает он о состоянии души этого человека”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роль уроков литературы в постижении подростками “нравственных парадоксов” жизни