Понятие о традициях и новаторстве в литературе
Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе.
Традиции в литературе – преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе ее длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Например, для русской литературы ХIХ века традиционными
Традиции – это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.
Новаторство в литературе – нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не все новое в литературе является новаторством. Новаторство – это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени.
Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни
В начале ХХ века в русской литературе новатором выступил Максим Горький.
Новаторство в широком плане неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства – важное условие плодотворного творчества художника.
Таким образом, традиции и новаторство в литературе – это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.
Related posts:
- Понятие о Модернизме в литературе В начале ХХ столетия традиционные формы искусства, такие как реализм и романтизм, уже не могли передать всех реалий новой жизни. Как удачно высказался испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, новое искусство утверждалось на “абсолютном отрицании старого”. Для обозначения этого периода культуры, а также совокупности новых течений в искусстве, просуществовавших с конца XIX ст. и, по крайней мере, […]...
- О новаторстве Чехова-драматурга Произведения А. П. Чехова “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” открыли новый этап в развитии русской и мировой драматургии. В своих пьесах Чехов выступил реформатором классического театра. Созданный им “театр настроения” нарушал традиции и был построен по новым принципам. Как вам известно, в классической драматургии преобладал “театр действия” (вспомните пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского). В […]...
- Общее понятие о родах и жанрах в литературе Предметом тщательного внимания исследователей уже свыше двух тысячелетий является проблема литературных родов и жанров. Если с первой ее частью все является более-менее понятным: большинство научных работников соглашаются с тем, что существует три литературных рода – эпос, лирика и драма, то относительно второй – имеем разные, достаточно противоречивые точки зрения. Рядом с понятием “жанр” уживается еще […]...
- “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы – это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К “вечным” темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие. Мотив – минимальный значимый компонент повествования. […]...
- Понятие про миф С давних времен люди пытались объяснить мир, природу и свое место в окружающей среде. Так возникли мифы, которые является особенным способом мышления, воплощением коллективного сознания народа, отражением представлений и верований древних людей. Миф в переводе с греческого означает слово, молва, весть, рассказ. От этого слова происходит понятие мифология – 1) совокупность мифов: 2) наука, задачей […]...
- Стиль в литературе определение понятия (О литературе) Стиль (от лат. stylus – палочка для письма) художественной литературы – способ бытования: а) общелитературного языка, б) языка художественной литературы (включая поэтический язык), осуществляющийся в конкретном произведении конкретного автора; корпусе произведений конкретного автора; корпусе произведений ряда авторов одной и той же эпохи (школы, направления и др.); корпусе произведений ряда хронологически не связанных авторов, выбирающих сходную […]...
- Что свидетельствует о новаторстве поэзии А. Рембо? Под влиянием Т. де Банвиля, В. Гюго, а особенно Ш. Бодлера, Рембо начал с стихов, которые разоблачали уродливость мещанского захолустья, и с пантеистических стихов. В скором времени в образах и ритмике Рембо проявились специфическая непосредственность и прямота возражения, которые позднее стали приметами новой поэзии. Рембо с сарказмом осуждал мещанство (“Заседатели”), события Коммуны наложили свой отпечаток […]...
- Английский язык для турбизнеса: В британских традициях Столичный отель “Аврора Мариотт Роял” первым в Восточной Европе предложил своим гостям услуги дворецких. Этот сервис предоставляется в гостинице с момента ее открытия в 1999 г. Идея создать службу дворецких принадлежала первому генеральному менеджеру отеля Джерону Хересси и директору гостевых услуг Хезер Тодд-Хайзер. Как рассказывает г-жа Тодд-Хайзер, учитывая, что услуги дворецких – уникальный вид сервиса […]...
- Разговор о традициях Гоголя в творчестве М. Булгакова Романтическое видение мира в “украинских” повестях Гоголя, причудливое переплетение быта и фантастики, несомненно, входят в сложный комплекс литературно-житейской основы не только ранних произведений Булгакова, но и его “главной вещи” – романа “Мастер и Маргарита”. Современники романиста в своих воспоминаниях отмечали эту связь, говоря о своеобразии булгаковского творческого подхода: “Его поразительная наблюдательность слишком часто переступала спокойные […]...
- Общее понятие о теме литературного произведения Общее понятие о теме литературного произведения Понятие темы, как, впрочем, и многих других терминов литературоведения, заключает в себе парадокс: интуитивно человек, даже далекий от филологии, понимает, о чем идет речь; но как только мы пытаемся определить это понятие, закрепить за ним какую-то более или менее строгую систему значений, то оказываемся перед очень сложной проблемой. Связано […]...
- Художественный образ Искусство постигает бытие человечества, общества, личности, природы в художественных образах. Художественный образ является основой любого вида искусства, а также фольклора (как народного искусства). Художественный образ сочетает реальный мир и творческий замысел художника (художественный вымысел), представление (или идею) и конкретное, индивидуальное воплощение (в предметах, явлениях, лицах персонажей и тому подобное). Образность (т. е. способность к созиданию […]...
- Понятие о литературном типе (на примере творчества И. А. Гончарова) В статье “Лучше позже, чем никогда” Гончаров писал: “…если образы типичны, они непременно отражают на себе – крупнее или мельче – и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны. То есть на них отражаются, как в зеркале, и явления общественной жизни, и нравы, и быт”. В письме к Достоевскому в 1874 г. Гончаров так […]...
- Классика и современность в литературе Вся наша жизнь – это сочетание традиций (опыта, накопленного поколениями предков) и новаторства, то есть современности. Мне кажется, эта формула – “классика и современность” – царствует во всех сферах человеческой жизни. В каждой из них она раскрывается по-разному, но, в любом случае, эта “формула” позволяет двигаться вперед, не отрываясь от корней, не теряя опыта прошлых […]...
- Традиция в литературе (О литературе) Традиция (от лат. traditio – передача, предание). В одной из заметок 1835 г. Пушкин, обращаясь к творчеству молодого критика, ждал от него в будущем большей основательности и “большего уважения к преданию”. Предание… Это не то же самое, что “дела давно минувших дней, преданья старины глубокой” или у Чацкого во фразе “свежо предание, а верится с […]...
- Классовая борьба в литературе в первую четверть XIX ( 19 )века (Литература XIX века) Подъем народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIX века вызвали борьбу и в литературе. Ожесточенные споры велись по целому ряду важных вопросов: об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к устному народному творчеству, к западноевропейским литературам, о литературных направлениях, о языке. Во главе литературного […]...
- Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века Издревле человек и история становились объектами всех сфер искусства. Не исключением в этом вопросе и стала литература, проявившая особый интерес к данной теме. Именно этот вид искусства сумел проследить восхождение человека до личности в рамках определенных исторических эпох. Устное народное творчество, стоявшее у истоков современной литературы, рисовало не просто взаимосвязь человека и истории, для народных […]...
- Совмещение старого и нового в русской литературе XVII века Русской литературе XVII в. принадлежит заметная роль в развитии нашей отечественной литературы. Она является тем звеном, которое соединяет средневековую словесность с искусством нового времени. Совмещение старого и нового, традиционного и преодолевающего традиции наблюдается и в тематике произведений, и в миросозерцании писателей, и в литературных формах. По-прежнему важное место занимает героика: тема защиты отечества звучит в […]...
- Раскройте проблематику романа Сервантеса “Дон Кихот”. Понятие “донкихотство” История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но шло время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения. Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, так как в них созданы образы, […]...
- Эпигонство в литературе (О литературе) Эпигонство (от греч. epigonos – родившийся после) непредумышленное (или полуосознанное), происходящее спонтанно, нетворческое подражание. Разумеется, между ним и подражанием художественным, по законам диалектики, не может быть абсолютно четкой границы. Неудачная попытка “приемно” использовать в своем творчестве литературные темы, образы или стилистику предшественника, будет закономерно воспринята читателями как обыкновенное эпигонство. Однако можно наметить несколько наиболее характерных […]...
- Формализм в искусстве и литературе (О литературе) Формализм (формальная школа, русский формализм, формальный метод) – направление в гуманитарной науке (филология, искусствоведение, исследования кино и др.), появившееся в России в середине 1910-х гг. Научным объединением, декларировавшим установки Ф., явилось Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), основанное в 1916 г. в Петрограде. Члены ОПОЯЗа – В. Шкловский, О. Брик, Е. Поливанов, Р. Якобсон, Л. […]...
- Понятие “маленького человека” у Гоголя Вводя в интеллектуальный обиход учащихся то или иное литературоведческое понятие, мы часто забываем о его главном предназначении – помочь Грамотно прочитать книгу. Это, в сущности, и есть цель любого учителя литературы – приблизить книгу к ученику, воспитать если не любовь, то, по крайней мере, привычку к чтению. Мы изучаем программные произведения, но проецируем их уроки […]...
- Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе? Горький писал, что русская литература в его понимании “феномен изумительный”, так как ее нельзя повторить или сделать что-то подобное, что могло бы наполниться в художественной форме эстетическим, эмоциональным, познавательным и духовным опытом. Потому что в произведения русских классиков освещают вопрос, касающийся значительных вечных ценностей. Ценностью писатель назвал чем-то определяющим смысл и весь мир в целом, […]...
- Тема города в русской литературе Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его романов “Белая гвардия” и “Мастер и Маргарита”. […]...
- ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (По произведениям М. А. Булгакова) Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. ПушкинА, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. БулгаковА и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества М. А. БулгаковА, в частности его романов “Белая гвардия” и “Мастер И Маргарита”. […]...
- Типология тем сочинений Типология тем сочинений Выбор темы – очень важный этап в работе над сочинением. Как правило, основой сочинения становится произведение, которое автор ясно помнит и знает, может уверенно цитировать. Самое главное – хорошо понимать тему, идею и проблему произведения. Кроме того, пишущий должен умело использовать сведения по теории и истории литературы, иметь некоторый опыт анализа литературного […]...
- ПОНЯТИЕ О ПАФОСЕ ПОНЯТИЕ О ПАФОСЕ Пафос (греч. pathos – страсть, воодушевление, страдание) обозначает то, что принято называть душой произведения. Другими словами, это – чувство, страсть, которые вложил в свое создание автор и которыми он хотел бы воодушевить читателя. Если целью научного текста является прежде всего передача определенной информации, то для художественного произведения важнее зажечь, “заразить” читателя авторскими […]...
- Сочинение доклад по литературе Народная лирика Одной из наиболее важных и богатейших частей художественной культуры народа является его устное словесное творчество. Сколько прекрасных жемчужин, богатых, интересных по смыслу, с яркой художественной формой имеет оно! И наибольшим украшением являются народные лирические песни. Вследствие того, что фольклорные произведения отображают все стороны народной жизни, разнообразнейшие проявления человеческой души, они группируются в три основных рода: […]...
- “Разгадать грядущее стремясь…”: о русской литературе на современном этапе Это лишь открытие того, что ты уже давно знаешь. Ричард Бах Перемены, произошедшие в конце ХХ – начале ХХI века, нашли свое закономерное отображение и в различных видах искусства. В русской литературе этого периода изменились не только ее динамика и формы существования, но и значение ее для человека и общества. Литературные произведения переставали быть учебником […]...
- Термин “Натуральная школа” в русской литературе Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин “Натуральная школа”, впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя (см. газету “Северная пчела” от 26 января 1846), был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: “натуральное”, т. е. […]...
- Сочинение на тему: История мятежа В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (ГЕНЕАЛОГИЯ МЯТЕЖА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ) По утверждению русского философа Н. Бердяева, “весь русский XIX век, величайший по творческому подъему век русской истории, был веком нарастающей революции. Раскол, раздвоение этого века, довели русское творчество до величайшего напряжения”. Нельзя не согласиться с выводом русского философа. Русская литература XIX века действительно полна предчувствий, предсказаний и тревоги перед надвигающейся […]...
- Значение литературы (О литературе) Художественно нарисованные картины человеческой жизни обогащают наш ум знаниями, волнуют наши чувства, побуждаю нас к действию, к воплощению в жизнь тех “благородных понятий и чувств”, которые выражены в произведении. В художественной литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всем ее многообразии в разные века и у разных народов. Так, в произведениях русской художественной литературы раскрываются […]...
- Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача? Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача? В начале своего рассуждения вспомните, что плач – один из древних жанров, представляющий собой лирико-драматическую импровизацию на темы скорби, печали, смерти. Был широко распространен в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. На истоки жанра указывает ветхозаветный “Плач Иеремии”. Хорошо знаком читателям плач Ярославны из “Слова […]...
- Тропы в литературе: примеры и виды (О литературе) Троп (от греч. tropes – поворот, оборот речи). Каждое слово имеет свой универсальный смысл. Это так называемые прямые значения слова. В них закрепляются названия различных предметов и явлений. Без устойчивости данных значений нет и не может быть языка как средства общения. Вместе с тем природа любого национального языка открывает широкий простор для переносного, образного употребления […]...
- Система уроков по современной литературе в 10-м классе КУЛИГИНА Татьяна Викторовна (1949) – учитель русского языка и литературы. Живет в Иваново. Материал подготовлен Н. В. Васильевой, методистом Ивановского ИПК и ППК. В оформлении использованы фотографии из издания: Kultur &; Jugend. 2003. № 3. Предлагаемая система уроков основывается автором на следующих принципах: осмысление названных ниже произведений современной литературы в Контексте литературного процесса, в их […]...
- Помогитесочинение по литературе за пятый класс на тему древнерусская литература) пятый класс литература Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая […]...
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС (102ч) Учитель БЕЗБОГОВА Л. Н Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить: Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры; Формирование гуманистического мировоззрения учащихся; Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических […]...
- Образ природы в современной литературе В наше время особенно ярко выявилось, что природа перед лицом возросшей мощи техники и индустрии оказывается беззащитной, отсюда в произведениях современных писателей все настойчивее звучит тема нравственной ответственности человека перед природой. На совести человечества – сохранить и сберечь природу, которая сама уже оказывается не в силах справиться с последствиями индустриальной агрессии человека. Этими идеями насыщены […]...
- Начальное понятие о реализме и сентиментализме Термин “реализм” до сих пор не получил в литературоведении однозначного толкования. В широком значении под ним понимают определенный художественный стиль универсального характера, когда писатель ориентируется на воспроизведение жизни в ее объективной сущности, закономерностях развития и бытия человека, общества, мира. В реалистических произведениях события и характеры изображаются как такие, что обусловлены (детерминированы) определенным комплексом причин и […]...
- Язык художественной литературы (О литературе) Язык художественной литературы – одно из важнейших средств художественного общения, система, которая воплощается в литературных текстах и функционирует в социуме как средство общения: 1) художника и действительности, 2) художника и созданного им художественного мира, 3) внеэстетической действительности и художественного мира, наконец, 4) читателя и художника, произведения, эстетической реальности. Язык художественной литературы демонстрирует максимум возможностей, которые […]...
- Цитата в литературе (О литературе) Цитата (от лат. cito – вызываю, привожу). Сколько их в монографии, диссертации, докладе… Вряд ли возможно обойтись без цитат. И это естественно. Отрывок из чужой работы, процитированный в научном тексте, призван или подтвердить выводы автора, или, напротив, стать отправной точкой полемики. Культура исследовательского труда требует строгой точности цитирования по наиболее авторитетному изданию, правильного оформления библиографического […]...