Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах

У Сухомлинского в «Родительской педагогике» можно прочитать: «Есть опасная вещь — лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть — выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души — это равнодушие к человеку.

Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире — человек».

Мне кажется, что из писателей на современном этапе острее всех чувствовал и понимал это Василий Макарович Шукшин. Обидно только, педагогически нецелесообразно, что в программе по литературе,

даже в разделе, посвященном внеклассному чтению, мало Шукшина. Используя принцип вариативности, то есть своего права выбора автора, произведения, методики его изучения и так далее, я пришла к выводу, что, изучая творчество этого писателя в системе, можно достичь определенных результатов, а именно: научить учащихся понимать Шукшина, его героев, с легкой руки самого писателя прозванных «чудиками» или «странными людьми», а через это повлиять на их (учеников) нравственный мир.

Деятельность учащихся, направленная на изучение творчества В. Шукшина начиная с 5-го класса, путем постоянного усложнения литературных

и литературоведческих знаний, формирование умений и навыков, сначала простейших, потом более сложных, использование разнообразных методических приемов, выявление главного в изучаемом — такова основа развивающего обучения при изучении творчества данного писателя. Например, работая над произведениями Шукшина, мы можем использовать различные виды анализов художественного произведения в зависимости от возраста учащихся.

1.

Формальный: композиция (сюжетная, образная, мозаичная — художественные детали).

2. Проблемный: стиль (принадлежность к эпохе), тема проблемы, идея (в основе анализ событийного ряда).

3. Концептуальный: «оправдание» финала или его отсутствия, стиля, жанра (авторская концепция мира и человека).

По классам это выглядит так:


Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах