Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах
У Сухомлинского в “Родительской педагогике” можно прочитать: “Есть опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку.
Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек”.
Мне кажется, что из писателей на современном этапе острее всех чувствовал и понимал это Василий Макарович Шукшин. Обидно
Деятельность учащихся, направленная на изучение творчества
1.
Формальный: композиция (сюжетная, образная, мозаичная – художественные детали).
2. Проблемный: стиль (принадлежность к эпохе), тема проблемы, идея (в основе анализ событийного ряда).
3. Концептуальный: “оправдание” финала или его отсутствия, стиля, жанра (авторская концепция мира и человека).
По классам это выглядит так:
Related posts:
- А. М. Шуралев. Изучение литературы в полиэтнических классах основной школы В современной России множество школ, состав учащихся в которых национально неоднороден, так что выход книги А. М. Шуралева представляется вполне актуальным. А. М. Шуралев. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 5-9 классы: Пособие для учителей. СПб.: Филиал изд-ва “Просвещение”, 2009. 192 с. Во “Введении” автор методически обосновывает свой подход к преподаванию в полиэтнических классах, […]...
- Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий обучения. На уроке должны быть созданы те условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности. Литература – особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. В методике […]...
- Ролевая игра на уроках литературы в старших классах Ролевая игра – самая интересная для учащихся форма урока. Это может быть заседание участников “круглого стола” (например: “Смысл названия феерии “Алые паруса” А. Грина” или “Журнальная полемика середины XIX века”), “телепередача” с участием “литературного обозревателя”, “режиссера фильма” по данному произведению и даже… “писателя” и многое другое. I. Несколько ролевых игр мы провели по “Мертвым душам” […]...
- Своеобразие героев деревенской прозы Василия Шукшина Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, актуальные в любое время. Ведущее место среди писателей второй половины XX столетия занимают Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин […]...
- Сочинение рецензия по творчеству Василия Макаровича Шукшина Василия Макаровича Шукшина большинство из нас знает как прекрасного актера и талантливейшего кинорежиссера, но последние несколько десятков лет своей жизни он посвящал также и писательскому творчеству. С точки зрения личностных качеств, он обладал какой-то особой пронзительностью, проникновенностью и глубокой духовностью. Шукшина всегда тянуло к философским размышлениям, он старался понять сущность бытия, пытался разглядеть глубину самого […]...
- Творческий и жизненный путь Шукшина Василия Макаровича В. М. Шукшин родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Там прошло его военное детство. С 16 лет он работает в родном колхозе, затем – на производстве. В 1946 г. отправляется в города Калугу и Владимир, где работает кем придется – грузчиком, слесарем. Во время одной из поездок в […]...
- Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, […]...
- Сочинение на тему: Проблема духовных ценностей в рассказах Василия Шукшина ПРОБЛЕМА ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАССКАЗАХ В. ШУКШИНА В середине 40-х годов прошлого века, заканчивая статью пятую ” Сочинения Александра Пушкина”, – В. Г. Белинский заметил: “Наше время преклонит колени только перед художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творения – лучшее оправдание его жизни”. В неостывающих спорах о Василии Шукшине, его месте […]...
- Научно-познавательная литература для детей на уроках в 5-6-х классах Изменившийся вокруг нас мир, изменившиеся общественные приоритеты и круг интересов современного ребенка поставили перед методикой преподавания литературы в школе ряд вопросов, одним из которых является вопрос о месте и роли научно-познавательной литературы в системе литературного образования в 5-6-х классах. Во многом такое внимание к научно-познавательной литературе, являвшейся вспомогательной и, естественно, необязательной для изучения, объясняется установкой […]...
- “То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все”. (В. Набоков). По произведением Василия Шукшина 1. “Правда жизни” в произведениях Шукшина. 2. Человеческая драма простого человека. 3. Ситуации, в которые Шукшин ставит своих героев. Когда речь заходит о “живописной правде жизни” на память мне приходят произведения Василия Шукшина. Его произведения хорошо известны. Перу Василия Макаровича Шукшина принадлежит около ста двадцати рассказов, несколько повестей, два романа, пьесы и киносценарии. Шукшин, без […]...
- Характеры Василия Шукшина Мир внутренних побуждений и нравственных идеалов, реализуемых шукшинскими героями в их “легендах”, всякий раз индивидуален, самобытен, ибо творится он в воображении людей различных и отражает стороны действительности тоже различные, а именно те, что сформировали жизненный опыт данного героя. Вот, к примеру, Бронька Пупков (“Миль пардон, мадам!”). Человек глубоко несчастный и, конечно, заслуживающий всяческого сочувствия. И […]...
- Изучение творчества Варлама Шаламова в школе В школьную программу тема “Жизнь и творчество В. Т. Шаламова” может быть внесена как тема по современной русской литературе, связанной с лагерной тематикой. Некоторые учителя выделяют на нее 4-5 уроков, распределив материал таким образом: Урок № 1. Страницы биографии В. Т. Шаламова. Урок № 2. Человек и отношения его с обществом. (Дневники, эссе, рассказы.) Урок […]...
- Изучение Петербурга Достоевского на уроках по “Преступлению и наказанию” Учащиеся заранее получают задания. 1. Найти по тексту описание мест и отметить ключевые фразы-определения, обращая внимание на детали, цвет, звук, запах, ощущения. (Каморка Раскольникова, комната старухи и Сони, квартал улицы, Сенная, распивочная, комната Мармеладова, острова, контора, Нева (собор), мост, река…) Закладки, карандашные пометки в книге. 2. Изучение ландшафта: составить подробный план эпизодов (письменно в тетради), […]...
- Сочинение размышление по творчеству Василия Шукшина Сочинение размышление по творчеству Василия Шукшина Словосочетание “сельский горожанин” привычным стало сравнительно недавно. Появление его связано с крупными изменениями социального, экономического, демографического характера, которые получили толчок к массовому развитию лишь в конце 50-х годов. Положение такого “сельского горожанина” образно обрисовал Василий Шукшин в “Монологе на лестнице” (1968). Это даже не между двух стульев, а скорее […]...
- Изучение литературы в 9-м классе Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первичных обобщений о природе словесного искусства. Постоянное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются морально-эстетичные и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, которое оказывает содействию формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов. Углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, […]...
- Тема русской деревни в одном из произведений современной отечественной литературы (на примере рассказа В. Шукшина “Срезал”) Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в гимнах, песнях, стихах и рассказах! И многие посвящали жизнь прославлению нашей страны, многие умирали за ее нетленную, завораживающую красоту. Так было в годы Великой Отечественной войны. Много книг было написано о красоте и долге перед этой красотой – нашей Родиной… Но война прошла, и […]...
- Методика изучения биографии писателя на уроках литературы Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся соединить читательское восприятие учеников и объективное научное толкование художественного текста. Учителю важно “обеспечить” подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в “Книге скитаний” писал: “Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный […]...
- Считалки на уроках французского языка в младших классах THEME “Salutations. Presentations” BONJOUR NADINE Bonjour, Nadine Comment ça va? Merci, Catherine Comme ci, comme ça. MARIE ET REMI Bonjour Marie Bonjour Remi Comment vas-tu? Très bien, merci. BONJOUR LE JOUR Par la fenétre ouverte Bonjour! Bonjour! Par la fenetre ouverte Bonjour le jour! GASTON ET CAMILLE Je suis garçon Je m’appelle Gaston J’ai dix […]...
- Изучение творчества Владимира Маяковского в школе “Вторая смерть” Владимира Маяковского (именно так расценил Борис Пастернак принудительное изучение в школе: его творчества) нанесла серьезный ущерб не только самой поэзии Маяковского, из которой выхолащивалось ее поэтическое существо, подменяемое примитивной социологизацией. Духовно обедненным оказался целый народ, который не видел в одном из крупнейших поэтов XX века того, что сумел увидеть и оценить весь читающий […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Использование рисования на уроках литературы Как жаль, что наши ученики, становясь взрослее, перестают рисовать на уроках литературы (я имею в виду рисование как процесс творческого освоения и усвоения художественного текста). Конечно, этому есть и объективные причины: аналитическое начало начинает преобладать над эмоциональным; мы, педагоги, все больше обращаемся к слову и считаем рисование уместным только в 5-6-м классе. Но потребность рисовать […]...
- Развитие образного мышления школьников на уроках литературы Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные “полки”. Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, […]...
- Изучение литературы: математики vs гуманитарии Основное отличие математиков от гуманитариев – по нашим понятиям – не в знании математики как таковой. Отличие в образе в целом. Несмотря на кажущуюся эфемерность этого понятия, говорить придется именно о нем. В нескольких штрихах основные, на наш взгляд, черты этого образа: культ интеллектуальных умений, привычка иметь дело с исключительно абстрактным и личностно-отчужденным содержанием, склонность […]...
- Биография Шукшина Василий Макарович Годы жизни писателя: с 1929 по 1974 год В селе Сростки, что в Алтайском крае, в семье крестьян родился мальчик. Было это 25 июля 1929 года. В этом селе и прошло военное детство будущего писателя, чьи произведения были переписаны в киносценарии. В 16 лет Василий стал работать в родном колхозе. Потом уже и […]...
- “Повести Белкина” на уроках литературы Из материалов конкурса-2006 Общие итоги нашего конкурса на лучшую методическую разработку уроков мы подведем в № 13, а пока – о поступивших на конкурс материалах, связанных с изучением “Повестей Белкина”. Здесь немало интересного. Так, Наталья Яковлевна Шамукаева (Республика Башкортостан) включает в урок историко-культурные сведения, необходимые для понимания повести “Барышня-крестьянка”, развития речи и общей культуры школьников, […]...
- Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Самореализация учащегося – это реализация его возможностей, его “Я”, предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентаций, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности, Общения, межличностных отношений. На уроках литературы я предлагаю учащемуся, помимо традиционных, задания для самостоятельной работы, которые тренируют способность к продуктивным действиям на основе […]...
- Путями любви – сочинение на основе творчества Василия Симоненко Думаю, время уже начинать писать произведение: “Я б пожелал тебе кого-то так любить, как я тебя люблю…” (по поэзии В. Симоненко). Поэзия Василия Симоненко – настоящий гимн родной Родине – Украине, гимн неутомимым рукам матери, гимн обворожительности любви. Поэт будто находится в другом, лишь ему известном мире, где вместе идут “и будни, и праздники”, любовь, […]...
- Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы Одна из задач уроков литературы – воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приемы технологии развития критического мышления. По пословице, доброе начало полдела откачало. Приемы […]...
- Д. Хармс на уроках литературы (конспект для сочинения) Думал ли, знал ли Даниил Хармс, писавший, творивший, разыгрывавший из себя нечто, эпатировавший публику в 20-30-е гг. нашего столетия, что к нему придет такое вселенское признание, когда книги его будут издаваться не только большими тиражами, но и множеством издательств одновременно? Книжные полки магазинов рубежа веков пестрят однотомниками, двухтомниками, трехтомниками в разных обложках. Мне не раз […]...
- Анализ лирического стихотворения на уроках литературы Анализ стихотворения – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусств уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий […]...
- Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам (часто сомнительного качества и содержания), а классическая литература (конечно, не массовая, бульварная), не входит в круг ее увлечений. Это парадоксально: возникает дисгармония в умениях, знаниях и общих качествах человека. Но, к сожалению, это факт. И с этим приходится сталкиваться прежде […]...
- Не позволяй душе лениться (по рассказам В. Шукшина) На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь, но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу, должен протестовать против несправедливости, то есть человек не должен позволять душе своей лениться, его душа постоянно должна быть в работе, иначе человек не живет, а […]...
- Роман Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” на уроках литературы и истории С Инхронизированный курс “История-Литература-МХК” предлагает в 6-м классе познакомиться с романом Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. На его чтение и изучение отводится несколько уроков литературы. Также он вписывается в исторический контекст на интегрированных уроках литературы и истории. Приведем примеры двух уроков по роману: один из них – чисто литературный (проводится после знакомства с сюжетом и жанровыми […]...
- “Капитанская дочка” на уроках литературы Урок 1. Первая глава романа Цель. На примере романа А. С. Пушкина “Дубровский” выяснить отношение поэта к русскому бунту; сравнить образы фонвизинского недоросля и пушкинского; понять, какова была атмосфера в доме Гриневых и каково значение образа отца героя в повествовании; развивать умение учащихся анализировать текст, соотносить его с другими произведениями; обсуждение содержания и смысла понятия […]...
- О возможностях использования музыки на уроках литературы Музыка способна в очень большой степени углубить, усилить воздействие литературных произведений – сказанное относится как к инструментальной, так и к вокальной музыке. Так, “чистая” инструментальная музыка (не содержащая вокального компонента) может подчеркнуть, выявить те чувства и настроения, которые порой бывают лишь намечены в тексте. В отношении же вокальной музыки хорошо известно, что спетое слово в […]...
- Краткое изложение творчества Василия Симоненко Есть люди, которым судилось быть больше самих себя. Таким человеком является Василий Симоненко. На двадцать восьмом году оборвался его жизненный путь, а поэтический и духовный продолжается до сих пор. Василий Симоненко идет к человеческим сердцам, идет к новым поколениям, будет идти и к нашим потомкам. Что он говорит нам сегодня, что скажет людям завтрашнего дня? […]...
- “Одной лишь думы власть…” (Очерк жизни и творчества М. Лермонтова). Урок литературы в 9 классе Урок литературы в 9 классе Тема: “Одной лишь думы власть…” (очерк жизни и творчества М. Ю. Лермонтова) Цель: – дать более полное представление о личности поэта; – показать закономерность его трагической судьбы в царской России; – добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова. Тип урока: урок-лекция с элементами беседы. Оборудование: – портрет М. Лермонтова; – музыка (классическая); […]...
- Духовное общение на уроках русской литературы Сделав психологический анализ системы интенсивного обучения Г. Лозанова, А. Добрович приходят к выводу: она связана с выводом учеников на игровой уровень общения, преподаватель при этом раскрывает свои возможности не только как авторитетный знаток своего предмета, но и как актер и режиссер. Еще один вид диалога, который автор располагает выше конвенционального – деловое общение. В его […]...
- Сочинение-миниатюра “Чудики” В. М. Шукшина Василий Макарович Шукшин – известный писатель конца прошлого века. Он сам вышел из народа, поэтому и все свои произведения писал о народе. Рассказы Шукшина – это даже не рассказы, а скорее пересказ разных деревенских историй, курьезных, печальных и трагикомических случаев, портретные зарисовки… И в то же самое время мир, в который вводит нас Шукшин, – […]...
- Тестирование на уроках литературы 8-й класс Древнерусская словесность Житие Сергия Радонежского , Повесть о Петре и Февронии Муромских Тест 1. Неизвестен год рождения святого, но Церковь отмечает 7 октября как день преподобного Сергия Радонежского, потому что он: А) в этот день родился; Б) принял постриг в монастыре; В) скончался. 2. Какое имя носил Сергий до пострига? А) Варфоломей; Б) […]...