От теории литературы – к практике школьного анализа
Лекция № 1
Когда в филологах согласья нет… “Медный Всадник”:
как говорить о конфликте в произведении?
I
Прежде чем говорить о вещах конкретных, то есть о методике работы с филологической терминологией, нужно уточнить несколько общих положений, касающихся тех принципов, на которых строится школьная литература.
Изучая какое-либо произведение, мы стремимся уложить в сознании наших учеников некую цельную филологическую концепцию. Вероятно, с тех пор как вышел сборник Т. Г. Браже “Искусство анализа художественного
Вначале мы определяем контекст (“область допустимых значений” – ОДЗ), потому что, рассматривая произведение вне контекста, мы рискуем “вчитать” в него смыслы, которые чересчур далеки от авторского замысла, чтобы считаться корректной интерпретацией. Или, наоборот, упустить нечто важное, пройти мимо существенной области авторских идей. Сюда же, в ОДЗ, мы, вероятно, должны
Далее переходим к нашему уравнению. В одной части (условно говоря) – то, что называется “уровнем содержания”: тема, проблема, идея, которую иногда называют неприятным словом “пафос”. А с другой – “уровень формы”: художественный метод (литературное направление), жанр, система образов (включая образ автора), мотивы и детали, сюжет, композиция, хронотоп, стилистика, фигуры речи и тропы, синтаксис, звукопись, ритмика и метрика.
Решить нашу условную задачу – значит показать взаимообусловленность частей. При анализе мы исходим из того, что в произведениях высокого класса нет ничего случайного. Всякое “формальное” решение, будь то расположение событий или выбор одного-единственного слова (и даже знака) определяется смыслом и определяет смысл.
Наша задача – увидеть и интерпретировать эту взаимосвязь.
Концепция содержательной формы
- На “качелях” школьного анализа художественного текста Несколько лет назад на областной олимпиаде по литературе одиннадцатиклассникам был предложен для анализа рассказ И. Бунина “Качели”. Небольшой рассказ, по сюжету и настроению характерный для этого периода творчества Бунина (1945), для сборника “Темные аллеи”, в котором был напечатан. Задание не вызвало у “олимпиадников” особых затруднений. Но в то же время почти не было работ, в […]...
- Становление теории и критики литературы в России В статье Из прошлого печати в России Белинский отмечал, что “освободительное движение в России прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время” […]...
- Техника анализа эпического произведения Любое литературное произведение в основе своей есть дискурс, или высказывание. Дискурс характеризуется взаимодействием трех составляющих: предметно-смысловой сферы художественного высказывания (сюжет), системы точек зрения на изображаемое (композиция) и речевого образа адресата (стилистика). Традиционный школьный (и вузовский) анализ, построенный по схеме “тема – проблема – идея”, в сущности, затрагивал лишь предметно-смысловую сторону художественного высказывания, никак или почти […]...
- План анализа стихотворения 1. Какое План анализа стихотворения 1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся. 2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые […]...
- Шаблон анализа лирического стихотворения Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где Вершина – текст стихотворения, Ось конуса – анализ формы, Основание – истолкование содержания. 1. С чего начать? – ассоциации, которые вызывает стихотворение; – настроение, которое создает стихотворение – мысли, которые оно вызывает – факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к […]...
- Схема анализа литературно-художественного Схема анализа литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику – наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение […]...
- Внутренние монологи героев как средство психологического анализа по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” – поистине психологическое произведение, в котором присутствуют различные формы психологического анализа внутреннего состояния персонажей. Это внешние портреты, речевые характеристики и поступки героев, внутренние монологи, пейзаж и др. Однако особенное внимание уделяется внутренним монологам, на которых мы и остановимся подробнее. Этот прием наиболее ярко изображает важные, переломные моменты, происходящие […]...
- Примерный план анализа стихотворения Вступление. Может быть “введением” в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя. Может быть “тематическим” : определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве. Может быть “биографическим” : рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль […]...
- Урок – сложный организм (Предлагаемая система школьного изучения “Дубровского) Предлагаемая система школьного изучения “Дубровского”, таким образом, реализует литературоведческую концепцию романа в основных ее чертах. Однако способы постижения произведения, характер его изучения оказываются принципиально иными. Идя “вслед за автором” от главы к главе, мы в 5-м классе пользуемся так называемым “целостным” путем анализа. В ряде случаев “целостный анализ” осложнен проблемными ситуациями, сопоставлением образов героев романа. […]...
- Стихотворениe А. А. Ахматовой “Покорно мне воображенье…”: от анализа текста к культурологическому контексту Стихотворение А. А. Ахматовой “Покорно мне воображенье…” написано в селе Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии, принадлежавшем ее свекрови Анне Ивановне Гумилевой. Анна Ахматова бывала в нем каждое лето со времени замужества до 1925 года. Большой цикл стихотворений А. А. Ахматовой, написанных в эти годы, имеет помету “Слепнево”. В стихотворении два ключевых образа: “я” и “вы”. […]...
- Советы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста!!! Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися во взрослой жизни, нужными обществу. А стало быть, интеллектуально, физически и духовно развитыми. То есть гармоничными, как принято теперь говорить. И, конечно, все родители ищут пути всестороннего развития своего ребенка. Зачастую отношения родителей и […]...
- От анализа текста – к сочинению Готовь сани летом, а материалы к экзамену – осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного года цикл из десяти занятий по подготовке к ЕГЭ (а точнее, к сочинению в части С), разработанный нашим давним автором, Нелли Михайловной Пащук. Читатели помнят ее яркие и интересные материалы, комплексные консультации […]...
- Особенности психологического анализа романа. “Преступление и наказание” Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как Художник, обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к “текущему хаосу истории”. В романе ” Преступление и наказание” писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние […]...
- Развитие внимания детей младшего школьного возраста Вы наверное согласитесь со мной, что успешность обучения напрямую связаны с развитием памяти, мышления, внимания, речи и др.. Попытаюсь ответить на вопрос “Как бороться с невнимательностью ребенка и неумением сосредоточиться?” А сейчас вспомните, как ваш ребенок работает, выполняет домашние задания, играет, и ответьте на вопросы: Игра “Почтальон”. – Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок? – […]...
- Сценарий 30-летнего юбилея школьного музея Сценарий 30-летнего юбилея школьного музея. Составила руководитель школьного музея МОУ Медведевской ООШ Ржевского района Тверской области Абрамян Лена Грантовна В(1) – Добрый день, дорогие друзья! В(2) – Мы рады приветствовать всех присутствующих учителей школы, ветеранов труда, земляков, жителей деревни, почетных гостей праздника. В(1) – Нас всех на праздник, на юбилей, собрал наш музей. В(2) – […]...
- Анализа баллады “Светлана” В. А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества. Всех героев и событий связывает вера в предвидение, разногласие между разумом и действительностью, борьба между добром и злом. Сюжет произведения – […]...
- Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери “Сквозь меня идут к городу мучений тягчайших…”, – рипить адские ворота, и два поэты, Данте и Вергилий, отправляются в удивительное странствие. Немало увидят они на своем пути. Пройдут мимо пышный замок, залитый ясным светом, где находятся славные герои старины, побывают в страшном подземелье, в котором наказываются грешные души, попадут к адскому городу Дите, дойдут к […]...
- Новаторство на примере анализа стихотворения А вы могли бы? (Маяковский В. В.) Маяковский – поэт-футурист. Он стремится создать совершенно новое искусство. Поэтому он старается привносить в поэзию что-то новое, свое. С помощью ярких метафор (“карта будня”, “флейта водосточных труб”) Маяковский создает масштабные образы. Благодаря этим приемам, лирический герой предстает перед нами большим и могучим. Он уверенный в себе человек, поднявшийся над обществом. Ему под силу делать совершенно […]...
- Cистема атлетических упражнений вводного курса занятий атлетической гимнастикой для девушек старшего школьного возраста C Истема атлетических упражнений вводного курса занятий атлетической гимнастикой для девушек старшего школьного возраста. Система атлетических упражнений разработана мной на основе литературных данных по планированию и проведению занятий и с учетом биологических особенностей и функциональных возможностей организма девушек. Занятия следует проводить 3 раза в неделю, продолжительностью 30-40 мин. Система направлена на укрепление наиболее проблемных зон […]...
- Каким я представляю себе автора произведения древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” это величайший памятник древнерусской литературы. Он имеет огромную ценность как историческую, так и литературную. К сожалению, автор этого произведения неизвестен. Многие ученые спорили о том, кем может быть этот человек, но так и не нашли ответа. Тема сочинения позволяет мне проанализировать “Слово о полку Игореве” и пофантазировать о том, каким был […]...
- Творческая индивидуальность на примере анализа стихотворения К Б Я встретил вас (Тютчев Ф. И.) 1. Автор произведения – Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873), русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Название произведения – “К. Б.”. Дата написания – 1870 год. 2. На момент написания стихотворения Тютчеву было уже 67 лет. По свидетельству Я. П. Полонского, инициалы в заглавии обозначают сокращение переставленных слов “Баронессе Крюденер”. В 1870 […]...
- Сочинение на тему: “Посадка школьного сада” В прошлом году нашей школе исполнилось пятьдесят лет. Все это время она располагается в том самом помещении, где начинали учиться ее первые ученики. Деревья возле школы постарели, некоторые даже попадали от ветра, поэтому прошлой осенью директор предложил выкорчевать их, а весной на их месте посадить фруктовый сад. Это предложение с радостью поддержали, и вот, на […]...
- Для учителя: один из возможных вариантов анализа драмы “Гроза” В основе драмы “Гроза” лежит столкновение бесправных и угнетенных с купцами-самодурами. Этот конфликт слагается из ряда частных конфликтов (столкновение Катерины и Кабанихи, Бориса и Дикого, Кулигина и Дикого и т. д.). Однако ведущим в развитии действия является столкновение Катерины с “темным царством”. С ним соотнесены, ему подчинены остальные конфликты, что придает всей пьесе стройность и […]...
- Социальные, психологические и нравственные истоки теории Раскольникова Роман “Преступление и наказание” является вершиной творчества одного из самых ярких и талантливых прозаиков XIX в. Ф. М. Достоевский, создавая это произведение, затронул весьма актуальные для общества того времени темы, которые не утратили своей остроты и сегодня. В одном из писем автор упоминал о природе этого романа как об исследовании современных ему процессов, происходящих в […]...
- Учим ребенка младшего школьного возраста учиться Предлагаю несколько простых советов, которые помогут научить вашего ребенка хорошо учиться. Чтобы малыш научился лучше писать буквы, развивайте мелкую моторику: занимайтесь лепкой, рисованием, раскрашиванием мелких картинок, аппликацией, вышивкой и т. д. Занятие должно быть интересным ребенку. Ребенку 6-7 лет подходит игровая форма занятий. Обязательно читайте ему перед сном детские сказки и литературу, соответствующую возрасту. Во […]...
- Пример школьного сочинения: Человек и природа в творчестве М. Т. Рыльского Синеглазая Украина, живописная Украина!.. Как только не называют наш волшебный край! Природа Украины заманчивая своим богатством, магическая в своей обворожительности. Немногим посчастливилось сразу познать ее тайны, не всем она раскрывает свои секреты. Лишь одаренные поэтические натуры вводит она в мир чар своей красоты. Только глубочайшим знатокам, самым преданным своим защитникам дает она право попробовать нектар […]...
- Антигуманистическая сущность теории Раскольникова Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, – это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб – не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в своих собственных глазах, потому что не выдержал, потому что погубил теорию, тем горячее он отстаивает ее. И возможно это потому, что к той извращенности сознания […]...
- Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии для 9 класса Класс _________________________ Шифр_______ Фамилия ______________________ Имя _______________________ ________________________________________________________________________________________________________линия отреза Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015 – 2012 учебный год. 9 класс Задание 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. 1. Для растительной клетки Не характерно Наличие: 1) пластид; 2) вакуолей; 3) клеточной стенки, состоящей […]...
- Вопросы и задачи с экологическим содержанием при изучении различных тем школьного курса физики – Скачать Вопросы и задачи с экологическим содержанием при изучении различных тем школьного курса физики Сколько кубических метров светильного газа нужно сжечь, чтобы повысить температуру 150 литров воды от 100С до 950С? Теплота сгорания светильного газа 178,1кДж/м3, КПД нагревателя 25%. Ответ. Составив уравнение теплового баланса ΗVгq= ρVвc(t2-t1) Выражаем искомый объем газа в виде формулы: Vг=ρVвс(t2-t1)/ηq Эту формулу […]...
- Сценарий летнего праздника ко Дню семьи, любви и верности для детей школьного возраста Сценарий летнего праздника “Ромашковая поляна”Сценарий досуга для детей среднего возраста Автор: Гневанова Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования, ГБУ СОН СО “Центр социальной помощи семье и детям” г. Качканар, Свердловская область. Описание материала: данная разработка может быть полезной педагогам, музыкальным руководителям с целью организации летнего досуга для детей школьного возраста. Проводить праздник целесообразнее на улице, задействовав […]...
- Беседа по народным праздникам Руси в весенний период (для младшего школьного возраста) Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании весенних народных праздников и обрядов. Педагог: Здравствуйте, ребята. Отшумела веселая, разгульная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне. А весной тоже были свои народные праздники. Вопрос: Кто знает, какие народные праздники праздновались на Руси весной? Вопрос: Кто знает, что за праздник “Красная горка”? Ответ: […]...
- Творец “Ругон-Маккаров” – первооткрыватель литературного анализа подсознательных процессов человеческой психики Большинство критиков 50-60-х годов отказались от мысли о бесстрастном объективизме Золя в оценках человека и общества. Сегодня у этого “биолога в романе”, “патриарха невозмутимого спокойствия” находят “взволнованную душу”, “уязвимое сердце”, “пылкую порывистость”. Но и тут возникает опасность в оттенках истолкования. Снова вступают в силу статичные аналогии с юностью, упрощенный биографизм. “Сексуальная” драма с Бертой, нервная […]...
- Каковы элементы теории Сиднея, которые могли способствовать обогащению эстетики Шекспира? Сидней горячо доказывает необходимость и важность призвания поэта, которого он ставит выше всех ученых, называя его “монархом”, указывающим путь людям и. Важно, что Сидней относит к поэзии не только стихотворные памятники, но и произведения, написанные прозой, если в них ощутимо стремление автора создать обобщенные образы в сочетании с назиданием: “Не рифма и стих делают поэта, […]...
- Кого можно считать счастливым человеком – образец школьного сочинения на свободную тему < p>В современном мире люди не устают искать универсальный рецепт счастья. О счастье размышляли философы всех времен, его воспевали поэты, сейчас научный подход к достижению счастья ищут психологи. Без счастья жизнь представляется нам блеклой, разочаровывающей, ради счастья мы готовы прилагать огромные усилия и совершать безумные поступки. А если спросить людей о том, что же такое […]...
- Из литературы третьего тысячелетия: об основных тенденциях развития мировой литературы в конце ХХ – начале ХХІ века …Искусство предназначено лишь изображать и толковать жизнь – всегда многоликую, всегда противоречивую и всегда несовершенную. Дмитрий Затонский Для развития мирового литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века характерно сосуществование и взаимодействие разных стилей, направлений и течений. Как отмечают современные литературоведы, в стремительное и нестабильное время рубежа веков продолжают развиваться художественные произведения с реалистической доминантой. […]...
- Общие установки теории и истории имажинизма В 1915 году в сборнике “Стрелец” была напечатана статья Зинаиды Венгеровой “Английские футуристы”. Автор рассказывает об Эзре Паунде, представителе нового направления в литературе – имажинизма. “Мы не футуристы, прежде всего, не футуристы… Эзра подводит меня к стене, где развешаны оттиски для манифестов, заготовленных для “В1аз1;’а”, первого программного сборника новых поэтов и художников. Он указывает на […]...
- Попытка анализа эпизода. (Набоков. “Машенька”. Глава II) В прошлом году, по приезде в Берлин, он сразу нашел работу и потом до января трудился, – много и разнообразно: знал желтую темноту того раннего часа, когда едешь на фабрику; знал тоже, как ноют ноги после того, как десять извилистых верст пробежишь с тарелкой в руке между столиков в ресторане “Pir Goroi”; знал он и […]...
- В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределивший ее крах? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В социально-философском романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский показывает сложный путь эволюции душевного состояния главного героя. Бывший петербургский студент Родион Раскольников умен, способен и наблюдателен, но жизнь его проходит в нищете, он не может реализовать честолюбивые мечты. Видя обездоленность и страдания маленьких людей, Раскольников размышляет о несправедливости социального устройства общества. Окружающая атмосфера наводит Родиона […]...
- Смысл теории Раскольникова Федор Михайлович Достоевский – величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе “Преступление и наказание” приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности. Родион Романович Раскольников – главный герой романа. Он “бывший студент”, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в […]...
- Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого “Война и мир” Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости. “Люди как реки”, “человек текуч” – вот что лежит в основе взглядов Толстого на человека. Одним из ценнейших свойств писатель […]...