Общее понятие о родах и жанрах в литературе

Предметом тщательного внимания исследователей уже свыше двух тысячелетий является проблема литературных родов и жанров. Если с первой ее частью все является более-менее понятным: большинство научных работников соглашаются с тем, что существует три литературных рода – эпос, лирика и драма, то относительно второй – имеем разные, достаточно противоречивые точки зрения. Рядом с понятием “жанр” уживается еще и понятие “вид”.

Достаточно отметить также, что как в учебниках, так и в серьезных теоретических трудах термином “жанр” нередко отмечают род (“лирический жанр”), вид (“жанр повести”) и разновидность (“эпическая драма”). А впрочем, в переводе с французского жанр – это есть род и вид. Поэтому, сначала нужно определиться с терминологией. Более логичным кажется трехступенчатая родо-жанровая классификация: род – жанр – жанровая разновидность.

Род – это способ выражения художественного содержания или, как конкретизирует это определение В. Хализев, – совокупность “принципов формальной организации произведений, что определяется свойствами как предмета изображения, так и художественного повествования”. Жанр – это исторически сформированный тип художественного произведения, который синтезирует характерные особенности содержания и формы определенного вида произведений, имеет относительно постоянное композиционное строение, которое постоянно развивается и обогащается. Именно определение жанра настраивает читателя на определенное содержание.

В таком понимании жанрами является эпопея, роман, новелла, поэма, медитация, ода, трагедия, водевиль и тому подобное.

Часть жанров разделяется на жанровые разновидности. По смысловому принципу, например, роман делится на такие жанровые разновидности: исторический, философский, политический, семейно бытовой и так далее. Поэма может быть героической, сатирической, бурлескной.

Трагедия – мифологической, исторической, романтической. Отдельные жанры, преимущественно лирические (оды, гимны, лирические портреты), жанровых разновидностей не имеют. Каждая эпоха в развитии литературы имеет свои наиболее распространенные жанры.

Чтобы разобраться в современной классификации родов и жанров, стоит обратиться к истории их изучения.

Романс (исп. Romance) – это сольная лирическая песня, в основном о любви. Она выполняется с музыкальным сопровождением. Происхождение термина “романс” связывают с Испанией.

В Испании романсом сначала называлась песня светского характера на родном (“романском”) языке, то есть отличающаяся от традиционной на латинском, принятой для церковных песен. Сборники таких песен, объединенных сквозным действием, имели название “романсеро”. Романс позднего средневековья связан с борьбой испанского народа с захватчиками. Во Франции романс стал любовной песней и в такой роли попал в конце XVII – в начале XVIII века в Восточную Европу.

Широко известны романсы на стихотворении русских поэтов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Я. Полонского, С. Есенина, М. Исаковского. Расцвет этого жанра в Украине приходится на XIX – начало XX века (Е. Гребенка, А. Крымский, Леся Украинка).

Романтизм (франц. romantisme) – литературное направление, которое возникло в конце XVIII века в Германии и существовало в литературе Европы и Америки в первой половине XIX века. Термин “романтизм” внедряют непосредственно его первые представители – немецкие романтики. Причем понятие романтизма, или же романтичного искусства, означало современную литературу и искусство (в частности в теоретических трудах А. В. Шлегеля). К тому же, новое понятие должно было противопоставить себя классическому искусству.

Именно слово “романтизм” происходит от испанского “романс”, что отмечало лирический жанр, который возник в испанской литературе еще в средние века. Впоследствии “романс” начинает означать эпический жанр романа. В XVII веке распространяется определение “романтичный”, которое характеризовало произведения и сюжеты, написанные романскими (а не классическими) языками.

В Англии XVIII века эпитет “романтичный” отмечал литературу средневековья и Ренессанса, а впоследствии – фантастическое, удивительное, таинственное как необходимые элементы поэзии конца XVIII века. На родине романтизма, в Германии, существовали две романтичных школы – йенская (братья Ф. но А. Шлегель, JI. Тек, Новалис, В. Вакенродер) и гейдельбергская (братья Я. но В. Гримм, Л. Арним, К. Брентано, И. Эйхендорф). Выдающиеся немецкие романтики Е. Т. А. Гофман, Клейст, Гельдерлин, А. Шамиссо не принадлежали к этим школам.

Значительным явлением в мировом романтизме становится его английский вариант.

Английский романтизм презентован так называемой “озерной школой” (В. Вордсворт, С. Колридж, Р. Саути), а также творчеством Дж. Байрона, П. Б. Шелли, Дж. Китса, Т. Мура, В. Скотта.

Представителями французского романтизма были Шатобриан, Же. де Сталь, Б. Констан, А. де Виньи, А. де Мюссе, А. Ламартин, В. Гюго, Ж. Санд, Е. Сю. Распространяется романтизм и в других европейских странах: Италии (Дж. Леопарде, Н. Фосколо, А. Мандзони), Испании (X. де Экспронседа, М. X. де Ларра), Австрии (Ф.

Грильпарцер, Н. Ленау), Польше (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, 3. Красинский), Венгрии (Ш. Петефи). Охватывает романтизм и Россию (В.

Жуковский, Е. Баратинский, ранний А. Пушкин, К. Рылеев, Ф. Тютчев М. Лермонтов), и в частности – литературы народов, которые входили в состав Русской империи (А. Чавчавадзе и Н. Бараташвили в Грузии, X. Абовян в Армении, Аспазия и Я. Райнис в Латвии и другие).

Развивается Романтизм и в Украине (ранний Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров, Е. Гребенка, А. Метлинский). Самобытным явлением становится и американский романтизм. Он существует и в странах Латинской Америки (Е.

Эчеверриа, И. Альтамирано, X. Монтальво), и в США (В. Ирвинг, Н. Готорн, Э. По, Ф. Купер, Лонгфелло, Мелвилл). Эстетичные принципы литературы романтизма отразились в теоретических трудах и манифестах представителей направления.

Среди самых выдающихся – “Фантазии о искусстве” (в 1799 г.) В. Вакенродера, “Фрагменты” Ф. Шлегеля (1797- 1800 гг.), “Христианство, или Европа” (в 1799 г.) Новалиса, предисловие ко второму изданию “Лирических баллад” (в 1800 г.) В. Вордсворта, предисловие к драме “Кромвель” (в 1824 г.) В. Гюго.

Романтизм мыслился его основателями как антиклассицистическое направление. Действительно, немало принципов и черт нового направления противостояли ориентациям классицистов. В частности, культ античности, который господствовал в классицизме, не находит своего отзыва у романтиков.

Последние – едва ли не первый раз в литературе Нового времени – с трепетом относятся к средневековой эпохе. “Это были прекрасные, блестящие времена, когда Европа была единственной христианской страной, когда христианское содружество населяло эту преобразованную человеком часть света…”, – писал о средневековье один из самых ярких теоретиков и практиков немецкого романтизма Новалис. В культуре и искусстве средневековья романтики видели таинственное, мистическое, удивительное, а именно это и интересовало их, и художественно воспроизводилось в их произведениях. Усиливается интерес романтиков к Востоку, к восточной экзотике.

Достаточно вспомнить “Восточные мотивы” В. Гюго, “Еврейские мелодии” Дж. Байрона, “Крымские сонеты” А. Мицкевича. На восточном фоне происходит действие многих романтических произведений (“Восстание ислама” П. Шелли, “Бахчисарайский фонтан” А. Пушкина, “Демон” М. Лермонтова, “Корсар” Дж. Байрона).

Особенное внимание романтики уделяют христианским мотивам и образам (“Моисей” А. Виньи, “Каин” Дж. Байрона, “Эликсир дьявола” Е. Гофмана, “Мария” Т. Шевченко). Виктор Гюго был уверен, что именно христианство породило романтическую литературу. Романтики выступили против нормативности классицистического искусства, против его канонов и ограничений. “Ударим молотом по теориям, поэтике и системам, – призывает писателей-романтиков В. Гюго. – Собьем старое, что скрывает фасад искусства!”.

В предисловии к “Кромвелю”, которое становится одним из самых тяжелых ударов по классицизму, Гюго иронизирует над единством времени и места в классицистической трагедии (не оспаривая, однако, принцип единства действия), направляет свою критику на иерархию жанров в искусстве классицизма.

Он противопоставляет регламентированным и автономным жанрам классицистов драму Шекспира, которая “сплавляет в одном дыхании гротескное и возвышенное, ужасное и красивое, трагедию и комедию…”. Никакие нормы, образцы и правила, не должны сдерживать воображение художника. Настоящим достижением романтизма является то, что он провозгласил абсолютную свободу творчества.



Общее понятие о родах и жанрах в литературе