Требования к программе дополнительного образования детей
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “Об образовании ” (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуется основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
– в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
– в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
– интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно
Соответствовать:
– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
– соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
– направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);
– современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
Быть направлено на:
– создание условий для развития личности ребенка;
– развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
– целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья детей;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
– наименование образовательного учреждения;
– где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
– название дополнительной образовательной программы;
– возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
– срок реализации дополнительной образовательной программы;
– Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
– название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
– год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
– направленность дополнительной образовательной программы;
– новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
– цель и задачи дополнительной образовательной программы;
– отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
– возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
– сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
– формы и режим занятий;
– ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
– формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
– перечень разделов, тем;
– количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
– обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);
– рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
– дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.