Проектирование уроков литературы



Татьяна Вячеславовна РЫЖКОВА – доцент кафедры детской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, учитель литературы. Автор книг “Путь к Булгакову”, “Диалоги с Булгаковым”, “Встречи с Цветаевой”, “Вновь Исакий в облаченье…”; статей об уроках литературы и кино, учебника “Теоретические основы и технологии начального литературного образования”, готовящегося к выходу в издательстве “Академия”; один из авторов программы по литературе

для средней школы под ред.

В. Г. Маранцмана и первой серии учебников для 5, 8 и 10-го классов к этой программе.

Концепция курса

Литература – искусство, требующее от читателя сопереживания, сочувствия, а не только логического осмысления. И задача любого, кто становится посредником между ребенком и книгой, – помочь читателю осознать возникающие противоречия и найти путь к их разрешению.

Безусловно, профессиональная деятельность учителя многогранна и разнопланова: гностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, культурно-просветительская. И все же важнейшей из них сегодня

становится деятельность проектировочная, или конструктивная, состоящая, в свою очередь, из четырех элементов: презентативного, инсентивного, корректирующего и диагностирующего.

Презентативная деятельность заключается в определении целей и задач литературного образования и литературного развития, целей системы уроков и отдельного урока (лекции 1-2). Инсентивная деятельность заключается в разработке содержания конкретной системы уроков и отдельного урока (лекции 3-6). Корректирующая деятельность заключается в уточнении, исправлении, корректировке учебно-познавательной деятельности учеников и процесса управления учебной деятельностью в зависимости от ее результатов (лекция 8).

Диагностирующая – в проверке, диагностировании результатов учебно-познавательной деятельности учеников (лекции 7-8).

В лекциях учитель сможет найти как теоретические опоры, так и конкретные примеры, рекомендации, алгоритмы, позволяющие ему:

– точно сформулировать цели урока и на первом же этапе проектирования представить ядро урока, которое потом будет прорастать в конкретные приемы работы, вопросы, задания, виды деятельности и учеников, и самого учителя;

– определить несколько возможных учебных задач;

– оптимально спроектировать каждый этап урока в зависимости от поставленных целей и варианта учебной задачи;

– выбрать формы диагностического контроля, соотнося их с целями урока, и вписать этап проверки домашних заданий в систему уроков.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Проектирование уроков литературы