Проектирование уроков литературы
Татьяна Вячеславовна РЫЖКОВА – доцент кафедры детской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, учитель литературы. Автор книг “Путь к Булгакову”, “Диалоги с Булгаковым”, “Встречи с Цветаевой”, “Вновь Исакий в облаченье…”; статей об уроках литературы и кино, учебника “Теоретические основы и технологии начального литературного образования”, готовящегося к выходу в издательстве “Академия”; один из авторов программы по литературе
В. Г. Маранцмана и первой серии учебников для 5, 8 и 10-го классов к этой программе.
Концепция курса
Литература – искусство, требующее от читателя сопереживания, сочувствия, а не только логического осмысления. И задача любого, кто становится посредником между ребенком и книгой, – помочь читателю осознать возникающие противоречия и найти путь к их разрешению.
Безусловно, профессиональная деятельность учителя многогранна и разнопланова: гностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, культурно-просветительская. И все же важнейшей из них сегодня
Презентативная деятельность заключается в определении целей и задач литературного образования и литературного развития, целей системы уроков и отдельного урока (лекции 1-2). Инсентивная деятельность заключается в разработке содержания конкретной системы уроков и отдельного урока (лекции 3-6). Корректирующая деятельность заключается в уточнении, исправлении, корректировке учебно-познавательной деятельности учеников и процесса управления учебной деятельностью в зависимости от ее результатов (лекция 8).
Диагностирующая – в проверке, диагностировании результатов учебно-познавательной деятельности учеников (лекции 7-8).
В лекциях учитель сможет найти как теоретические опоры, так и конкретные примеры, рекомендации, алгоритмы, позволяющие ему:
– точно сформулировать цели урока и на первом же этапе проектирования представить ядро урока, которое потом будет прорастать в конкретные приемы работы, вопросы, задания, виды деятельности и учеников, и самого учителя;
– определить несколько возможных учебных задач;
– оптимально спроектировать каждый этап урока в зависимости от поставленных целей и варианта учебной задачи;
– выбрать формы диагностического контроля, соотнося их с целями урока, и вписать этап проверки домашних заданий в систему уроков.
- Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе В настоящее время в начальной школе реализуется один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника – “Литературное чтение”. Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации. Успех урока литературного […]...
- Виды нестандартных уроков Сегодня нестандартные ( нетрадиционные) уроки являются привычным признаком любой школы, можно даже говорить о “моде” на тот или иной тип урока, но отношение к ним нельзя назвать однозначным. Понятно, что необычные по содержанию, организации, такие занятия привлекают школьников, способствуют развитию учащихся. Но стойкий ли этот интерес? К тому же уроки требуют значительных затрат времени от […]...
- Роль уроков литературы в постижении подростками “нравственных парадоксов” жизни Особенность периода отрочества состоит в том, что в это время у подростков возникает потребность осознать себя как личность, стремление понять нравственно-психологические особенности людей, с которыми они вступают во взаимодействие. Примечательно, что чаще всего примеры сложнейших ситуаций, возможных в жизни, и способов выхода из них подростки находят не в самой действительности, а в произведениях художественной литературы. […]...
- Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий обучения. На уроке должны быть созданы те условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности. Литература – особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. В методике […]...
- Роль уроков литературы в жизни человека О роли уроков литературы Незабываемые, чудесные годы! Окончание школы – тот момент в жизни подрастающего поколения, который принято называть переломным. Прошедшие одиннадцать лет остаются позади, впереди – взрослая жизнь, полная новизны и открытий. Проблема данного текста заключена в следующем. Одиннадцатый класс как песочные часы. Ровесников-одноклассников в большую жизнь уносит время, на смену им приходят новые […]...
- Система уроков по современной литературе в 10-м классе КУЛИГИНА Татьяна Викторовна (1949) – учитель русского языка и литературы. Живет в Иваново. Материал подготовлен Н. В. Васильевой, методистом Ивановского ИПК и ППК. В оформлении использованы фотографии из издания: Kultur &; Jugend. 2003. № 3. Предлагаемая система уроков основывается автором на следующих принципах: осмысление названных ниже произведений современной литературы в Контексте литературного процесса, в их […]...
- Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе (68 часов). Краткое изложение текста Программа под редакцией B. Я. Коровиной (68 часов) Введение (1 ч.) : Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев. Мифы (2 ч.) Мифы Древних славян: Народный миф o солнце. Вечная борьба между светлыми и темными богами за власть над миром. Представления древних славян o силах природы (силы природы в виде живых существ). Теория. Миф (развитие […]...
- Проведение уроков в нетрадиционной форме с опорой на игровой сюжет :Проведение уроков в нетрадиционной форме с опорой на игровой сюжет В своей учительской деятельности, приступая к работе с самыми маленькими детьми, я поставила перед собой Три задачи: 1-уроки должны быть интересными и содержательными 2-проводить их нужно с оптимальной нагрузкой, на соответствующем эмоциональном уровне, с использованием богатого арсенала современных методов и приемов обучения двигательным действиям, с […]...
- Кабинет литературы В каждой школе есть библиотека и кабинет литературы. Есть такой кабинет и у нас. В нем собрано множество книг и материалов. Эти материалы самые разные: критическая и учебная литература, иллюстрации к произведениям писателей, художественные альбомы, различные аудио – и видеозаписи актерского исполнения литературных произведений. В литературном кабинете хранятся творческие работы учеников нашей школы. Там всегда […]...
- Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, […]...
- Школьников нельзя освобождать от уроков физкультуры (И. Шурма) В этом учебном году во всех школах Харьковской области проведут углубленный медицинский осмотр. После проведения медосмотра, школьников разделят на три группы для занятий на уроках физической культуры. Об этом во время сессии Харьковского облсовета заявил заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Игорь Шурма. По словам Шурмы, 2% детей после проведения медицинского осмотра будут полностью освобождены от физических […]...
- Конспект модульных уроков в 11 классе по физике – Скачать Учитель физики МКОУ СОШ№5 с. Соломенского Степновского района Ставропольского края Желтогорячева Светлана Викторовна. Конспект модульных уроков в 11 классе по физике. Модуль12 Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. Тема “Теория фотоэффекта. Фотоны” Учебный материал Указания учащимся УЭ-0 Интегральная цель Научить детей знать Законы фотоэффекта Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта УЭ-1 Цель проверить исходный уровень […]...
- Значение уроков технологии в начальной школе На уроках технологии учитель помогает ребенку выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся или воспитанников чувство прекрасного, формировать высокие вкусы, уметь отличить истинно художественное произведение от низкопробного. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных […]...
- Теория литературы – область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины “Методика преподавания мировой литературы”. Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- Роман Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” на уроках литературы и истории С Инхронизированный курс “История-Литература-МХК” предлагает в 6-м классе познакомиться с романом Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. На его чтение и изучение отводится несколько уроков литературы. Также он вписывается в исторический контекст на интегрированных уроках литературы и истории. Приведем примеры двух уроков по роману: один из них – чисто литературный (проводится после знакомства с сюжетом и жанровыми […]...
- Тема уроков – Взаимоотношения в семье Цель урока Обучение учащихся умению давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье. Формирование у школьников первоначальных представлений о портрете героя; составление характеристики героев. Закрепление понятий “проза”, “рассказ”, “тема”. Материал для чтения А. П. Гайдар “Чук и Гек”. Оборудование уроков Картины русских художников: И. И. Шишкина, Н. С. Крылова, А. А. Келейникова. Портрет А. П. […]...
- Конспект урока для 9 класса на тему “Цитаты и основные способы цитирования” ПРЕДМЕТ : РУССКИЙ ЯЗЫК КЛАСС : 9 ТЕМА УРОКА : “Цитаты и основные способы цитирования” УЧИТЕЛЬ : Киселева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ “ООШ №7” г. Петровска Саратовской области ЦЕЛЬ: Образовательные: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой, индивидуальной работе. Формировать УУД : Личностные […]...
- Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Самореализация учащегося – это реализация его возможностей, его “Я”, предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентаций, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности, Общения, межличностных отношений. На уроках литературы я предлагаю учащемуся, помимо традиционных, задания для самостоятельной работы, которые тренируют способность к продуктивным действиям на основе […]...
- Предмет литературы в общеобразовательной школе Как школьный предмет литература занимает важное место в общеобразовательной школе. Вместе с другими предметами общественно гуманитарного цикла преподавания литературы в яркой, доходчивой форме имеют специфическими средствами слова раскрывать пути обновления общества. Силой образного мышления в единстве с логическим на уроках литературы учитель призван последовательно воспитывать умение отстаивать общечеловеческие и национальные ценности. Художественная литература в школе […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Тест для 6 класса на тему “Проектирование” Тест для 6 класса на тему “Проектирование” Раздел По программе В. Д. Симоненко. Дата проведения _____________________________________________________ Фамилия, Имя _____________________________________________________ 1.Отметь верный ответ. Что такое одежда? А. швейное изделие Б. потребность защиты тела человека В. совокупность изделий, которые покрывают, облекают тело человека для обеспечения его жизнедеятельности 2.Отметь верный ответ. К основным требованиям относятся: А. эстетические, гигиенические […]...
- Календарно-тематическое планирование уроков английского языка в 3-ем классе Календарно-тематическое планирование уроков английского языка в 3-ем классе УМК Вербицкая М. В. Месяц Дата № урока Тема Лексико-грамматический материал Домашнее задание 1-я четверть С Снова в школу. Повторить общие и спец. вопросы Числительные 1-20, сказочные герои АВ с.3, у. А, D Снова в школу. Повторить числ.1-10, нов. ч.11-20 Повторение алфавита. Развитие умений называть слова по […]...
- Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы Одна из задач уроков литературы – воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приемы технологии развития критического мышления. По пословице, доброе начало полдела откачало. Приемы […]...
- Урок русского языка в 6 классе “В стране выученных уроков, или Путешествие на остров Лексика” Урок русского языка в 6 классе “В стране выученных уроков, Или Путешествие на остров Лексика” Тип урока: Обобщение и систематизация изученного по теме: “Лексика и фразеология” Цель: 1) Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности. Задачи: Обобщение изученного по теме: “Лексика и фразеология” Формирование лингвистической и самообразовательной компетенций учащихся Воспитание интереса к урокам русского […]...
- Система уроков по творчеству Бунина Елец. Гимназия, в которой учился И. А. Бунин. Программой И. Н. Сухих на изучение творчества Бунина в 11-м классе отводится пять часов. Перед первым уроком учащиеся знакомятся с главами учебника, посвященными биографии писателя. Первый урок называется “Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель?” и начинается с беседы по стихотворению Бунина “У птицы есть гнездо, у […]...
- Конспект урока по информатике в 9 классе “Построение графиков и диаграмм в MS Excel” Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 21 Городского округа Новокуйбышевск Самарской области Конспект урока по информатике В 9 классе “Построение графиков и диаграмм в MS Excel” Подготовила Сараева Елена Владимировна, Учитель информатики Г. Новокуйбышевск 2015 г. Тема: ” Построение графиков и диаграмм в MS Excel” Цели урока: 1. Познавательная: познакомить учащихся с дополнительными возможностями […]...
- Новые тенденции в мировой литературе 1970-х гг.: активизация ведущих жанров интеллектуальной прозы, поэзии, драматургии, литературы Цель: ознакомить учеников с новыми тенденциями в мировой литературе, развитием разных жанров, возникновением постмодернизма в последней трети ХХ ст.; развивать навыки самостоятельного поиска информации, ее оформление и представление; умение выделять главное, воспринимать информацию на слух, составлять опорные конспекты; воспитывать любознательность, любовь к литературе, эстетичный вкус; расширять кругозор учеников. Оборудование: карта мира, книжная выставка, иллюстративные материалы. […]...
- Самоанализ урока английского языка Самоанализ урока английского языка, Проведенного учителем английского языка Акуловой Е. С. Урок английского языка был проведен в 4Б классе. Согласно календарно-тематическому планированию тема урока “Jobs and Professions”. По типу урока – урок, формирования первоначальных предметных умений. Практической Целью данного урока является: развитие лексико-грамматических навыков. Воспитательная Цель : формирование реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности. […]...
- Инновационные технологии обучения как средство развития познавательной деятельности учащихся Образование третьего тысячелетия – это образование для конкретного человека и человечества вообще. Главное в новой парадигме образования – это ориентация на интересы личности, адекватные современным тенденциям развития общества, признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством а последнее с познавательной деятельностью: развивается лишь тот, кто […]...
- Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в специальных (коррекционных) школах VII вида I. Основа активности учебно-познавательной деятельности: – адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям; – стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся; – преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения. II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить: – о возрастных и […]...
- Конспект урока на тему “Площадь параллелограмма” Мишукова Л. А., учитель математики, МОУ Красненская СОШ Тема урока : Площадь параллелограмма Тип урока: урок закрепления и применения полученных знаний на практике. Цели урока: продолжить отработку навыков решения задач на нахождение площади параллелограмма; способствовать развитию внимания, мышления и познавательной активности учащихся, интереса к предмету; развивать навыки работы с интерактивной доской; воспитывать культуру общения и […]...
- Конспект урока для 8 класса на тему “Трапеция” Учитель: Юртина Ирина Вячеславовна. Город: Сургут, ХМАО – Югра Предмет: геометрия Класс: 8 Тема урока: Трапеция. Место урока в теме: изучение нового материала. Цели урока: Обучающие: формирование понятия о трапеции, ее видах, свойствах и признаках. Развивающие: формирование у обучающихся ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, интеллектуальной, социальной, учебно-познавательной. Воспитательные: формировать ответственное и осознанное отношение к своей деятельности. […]...
- Урок литературы в 9-м классе по теме: “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”. Краткое изложение текста Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока: – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; – развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе; – обучение анализу литературного произведения; – подготовить учащихся к написанию Сочинения; – воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие. Оборудование: – компьютер, диск со слайдами; – […]...
- Интерактивный урок по технологии 5 класс “Текстильные волокна” Аннотация Название работы. Автор – Димитрова Татьяна Федоровна, учитель технологии, МБОУ Новотроицкой СОШ Татарского района Новосибирской области. Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями: материаловедение, текстильные волокна, волокна растительного и животного происхождения; Развивать память, мышление, воображение ; Воспитать интерес к изучению предмета технология. Тип урока: Получение новых знаний. Методические рекомендации : урок по разделам “Материаловедение” для […]...
- “Методологические и дидактические основы современного урока химии” – скачать бесплатно “Методологические и дидактические основы современного урока химии” Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологией педагогики является совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Другими словами: методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях […]...
- Значение Ломоносова в истории литературы (Ломоносов М. В.) Значение Ломоносова в истории русской литературы и русского литературного языка очень велико. 1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковский реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. От Ломоносова идет та система стихосложения, которая дошла до наших дней. 2. Ломоносов содействовал созданию […]...
- Урок-основная форма организации обучения. Современный урок в начальной школе Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок. “Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению […]...
- Урок для 5 класса по теме: “Пейзаж” – скачать бесплатно Технологическая карта Учитель: Ануфриева Ольга Ивановна Предмет: изобразительное искусство Класс: 5 ГБОУ СОШ №421 Петродворцового района Санкт-Петербурга УМК: альбомы, карандаши, видеоряд, теоретические материалы Тема урока: Пейзаж-2 часа Место и роль урока в изучаемой теме: №1 . Подготовка к рисованию пейзажа через ознакомление с элементами ландшафтной архитектуры. Заочная экскурсия по паркам. Цели урока: 1.Закрепить и расширить […]...
- В чем заключается особенность русской литературы? В чем заключается особенность русской литературы? Вот вопрос, над которым задумываются П. Вайль и А. Генис. Размышления о роли литературы в истории нашего Отечества, авторы приводят слова Е. Евтушенко о том, что “поэт в России больше, чем поэт”. И это, по мнению эссеистов, касается и писателей. С восхищением авторы говорят о таких великих классиках, как […]...
- Объединение кружков рабочей литературы. Союз писателей Германии Объединение кружков рабочей литературы включает в себя рабочих и служащих, которые в городских “мастерских” вместе с писателями и журналистами средствами литературы отображают жизнь людей наемного труда. “Таким образом, Объединение пытается осознать человеческие и материально-технические проблемы как социальные. Оно стремится способствовать изменению общественных отношений в интересах рабочих” 41. К середине 70-х годов Объединение кружков рабочей литературы […]...