Характеристика литературы как школьного предмета

Художественная литература обогащает эмоциональный мир учеников. О силе эмоционального преподавания литературы писал Максим Рыльский в очерке о своем учителе Дмитрии Николаевиче Ревуцком. Литература призвана, утверждал он, в человеке ясным светом зажигать любовь к красоте (“Учитель словесности”).

К преподавателю литературы прямо касается и пламенный призыв А. П. Довженко – силой искусства слова вершить, радовать, просветлять душевный мир читателя, а этого самому “быть тронутым… нести просветленную в своем сердце… правду

жизни подносить к уровню сердца, а сердце нести высоко”.

Органическое сочетание чувства и ума учитель литературы направит так, чтобы, как призывал В. О. Сухомлинский в письме к писателю Георгию Мединскому, художественное произведение наполнилось силой веры “в то, еще человек может и должен быть прекрасным”. В. О. Сухомлинский естественно совмещал большие две силы: литературу и человека. Главным в преподавании литературы, важнейшим педагог считал то, чтобы художественное произведение утверждало в душе человека благородные моральные черты, научил жить, чтобы ученик “восприняв художественное

произведение, как странную, замечательную музыку”.

За последнее десятилетие были разработаны разные подходы к изучению литературы в школе, которые нашли свое место в концепциях. Концепция литературного образования (авторы Н. Й. Волошина, Н. Ф. Скрипченко, Е. А. Пасичник, П. П. Хропко) была одобрена Министерством образования и науки. В ней определенные критерии отбора произведений для школьной программы, требования к их изучению в средней и старшей школе.

Требования к содержанию школьных программ поставленные и в разработанных стандартах литературной отрасли. Определенное содержание литературного образования конкретизируется и дозируется в соответствии с вековыми возможностями и психологическими особенностями учеников в программе из литературы для средних и старших классов.

Как государственный документ, который направляет уроки литературы и связан с ними основные формы внеклассной работы, программа составляет для учителя последовательно систематическое руководство его учебно-воспитательной работой с учениками. Как идейно научное направление, программа ориентирует учителя на творческую и целеустремленную деятельность, обеспечение единства учебы и воспитания средствами искусства слова. Отвечая требованиям общественного развития и отображая в себе неразрывно связанный с жизнью литературный процесс, школьная программа в соответствии с этими факторами не только создается, но и непрерывно совершенствуется, научно выверяется, обновляется.

Усовершенствование программы осуществляется на основе установки о необходимости осуществить главное задание в отрасли образования – повысить качество учебы, трудового и морального воспитания, в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учеников.

Усовершенствованию школьного курса литературы предшествует длительное широкое обсуждение предыдущих и действующей программ среди учителей, писателей, литературоведов, методистов, психологов, обобщения предложений, к дальнейшему улучшению литературного образования. Совместно выработанные проекты программ и подготовленные пробные учебники экспериментальное проверяются в отдельных школах и испытываются повсеместно. Только после глубокого и всестороннего опробования учебные программы утверждаются как стабильные, с ориентацией на постоянное обеспечение их соответствия новым требованиям жизни и на творческий подход учителя к их приложению в школе.

Давая учителю возможность свободного отбора литературы для направляемого им чтения, школьная программа открывает ему и широкую творческую инициативу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Характеристика литературы как школьного предмета