Обзорные разделы по литературе в 9-11 классах
Особенные задания выполняют обзорные разделы программы для 11 класса. По своему содержанию и назначениям они набирают разного характера: вступительный раздел о становлении и развитии украинской литературы; обобщающий обзор современной украинской литературы; итоговый – мировое значение украинской литературы. Такие разделы имеют своей целью не только обобщения и систематизацию знаний учеников, приобретенных во время изучения творчества отдельных писателей, но и раскрытия природы литературных явлений, которые составляют непрерывный
Программа предусматривает, что во время изучения обзорных тем в 9-11 классах учитель, знакомя учеников с основными произведениями писателей, рекомендует отдельные из них для самостоятельного чтения, аннотирования, коллективного обсуждения, рецензирования.
Отдельно выделяются часы на литературу родного края. В Украине уже накоплен опыт проведения таких уроков, на которых присутствующие писатели-земляки учеников той области (района,
Они могут быть проведены в форме встреч, с использованием эпистолярии, в виде поисковой работы и тому подобное.
Изучение литературно-критического творчества школьная программа направляется тремя основными каналами: литературно-критические статьи, которые сопровождают определенную монографическую или обзорную тему; литературная критика как составная часть, вид творчества писателя; критика как литературная деятельность.
Каждый из этих каналов имеет свое место и назначение в программе.
Литературно-критические статьи рекомендуются к изучению выдающихся произведений или творчества писателя в целом и подаются в конце отдельных монографических тем.
Во время изучения творчества писателя, который в то же время выступал и как критик, оглядываются и важнейшие его литературно-критические труды.
Наконец, введенные в программу критические статьи рассматриваются как образцы этого специфического литературного жанра, характеризуются основные его черты, раскрывается мастерство, прослеживаются особенности языка и стиля.
- О занятиях по литературе в IV-V классах Одна из самых важных задач занятий по литературе в IV-V классах – обучение детей речевым умениям. Главная основа развития речи у детей – развитие их мысли, обогащение эмоций и чувств, формирование оценочного отношения к прочитанному. Выше уже приводились примеры того, какую работу выполняют учащиеся, осмысливая содержание произведения, углубляя свое представление о его героях, наблюдая за […]...
- Научно-познавательная литература для детей на уроках в 5-6-х классах Изменившийся вокруг нас мир, изменившиеся общественные приоритеты и круг интересов современного ребенка поставили перед методикой преподавания литературы в школе ряд вопросов, одним из которых является вопрос о месте и роли научно-познавательной литературы в системе литературного образования в 5-6-х классах. Во многом такое внимание к научно-познавательной литературе, являвшейся вспомогательной и, естественно, необязательной для изучения, объясняется установкой […]...
- Тема животных в литературе Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века Разное Тема животных в литературе Мы всегда в ответе за тех, кого приручили. А. Экзюпери. Почти все большие писатели обращались к этой теме. Прежде всего они старались через “братьев меньших” показать человека. Но были, есть и будут писатели, специализирующиеся только на этой теме. Мы уже не можем представить детства без Маугли Киплинга, без его “Книги джунглей”. […]...
- Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах У Сухомлинского в “Родительской педагогике” можно прочитать: “Есть опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек”. […]...
- Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века Писать на историческую тему очень сложно. Дело в том, что задача автора в этом случае – донести и выложить перед читателем то, чему тот не был свидетелем, поэтому этот автор должен иметь огромное чувство ответственности за то, что он написал. Чувство это появляется обычно в том случае, если он был участником описанных им событий. В […]...
- Анализ поэтического текста в 5-11-м классах Концепция курса Школьный предмет “литература” дает юному читателю, ищущему свое место в мире, словарь для разговора о самом себе. В этой связи особое значение приобретает анализ лирического текста, который для многих преподавателей среднего звена пока остается проблемой. Главная “беда” разделов лирики в учебниках для 5-8-го класса – их иллюстративность (предлагаются стихи “на тему”) и “простота” […]...
- Как научиться писать сочинения в 11 и 12 классах На уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать сочинения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами. Это отклик о произведении искусства, статья в газету на морально-этическую тему, произведения на общественные и морально-этические темы. Написание таких произведений помогает проявить широту мировоззрения, эрудицию, оказывает содействие развитию самостоятельности мышления, требует знаний особенностей данного вида […]...
- Расстрелянное возрождение в украинской литературе Расстрелянное возрождение – литературно-художественное поколение 20-х – начала 30-х гг. ХХ ст. в Украине, которое дало высокохудожественные произведения в области литературы, живописи, музыки, театра и которое было уничтожено тоталитарным сталинским режимом. Термин “расстрелянное возрождение” впервые предложил диаспорный литературовед Юрий Лавриненко, употребив его как название сборника наилучших текстов поэзии и прозы 1920- 1930-х гг. За это […]...
- Ролевая игра на уроках литературы в старших классах Ролевая игра – самая интересная для учащихся форма урока. Это может быть заседание участников “круглого стола” (например: “Смысл названия феерии “Алые паруса” А. Грина” или “Журнальная полемика середины XIX века”), “телепередача” с участием “литературного обозревателя”, “режиссера фильма” по данному произведению и даже… “писателя” и многое другое. I. Несколько ролевых игр мы провели по “Мертвым душам” […]...
- Создание эстетической программы реализма в русской литературе Выступления В. Г. Белинского по поводу “Мертвых душ” Н. В. Гоголя свидетельствовали о глубоком переломе в развитии его эстетических и литературно-критических взглядов, впервые наметившемся в статьях о М. Ю. Лермонтове. Это подтверждают и другие статьи критика, появившиеся в то же время. Для торжества “натуральной школы”, для утверждения реализма в русской литературе необходимо было создание теоретической […]...
- Белинский и его работы по украинской литературе Белинский, как и многие его современники, принадлежащие к прогрессивному лагерю, был увлечен героической борьбой украинского народа за свое освобождение, его прекрасными душевными качествами. “Малороссияне,- писал он,- одарены неподражаемым юмором; в жизни их простого народа-так много человеческого, благородного. Тут имеют место все чувства, которыми высока натура человеческая”. Белинский имел возможность близко познакомиться с Украиной во время […]...
- Стихотворения Ф. И. Тютчева в 5-9-х классах Программа под редакцией В. Я. Коровиной 392 стихотворения Федора Ивановича Тютчева вошли в два томика серии “Литературные памятники” (1965-1966), подготовленные к изданию правнуком поэта К. В. Пигаревым. “…Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Г. Ф. Т. написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и […]...
- А. М. Шуралев. Изучение литературы в полиэтнических классах основной школы В современной России множество школ, состав учащихся в которых национально неоднороден, так что выход книги А. М. Шуралева представляется вполне актуальным. А. М. Шуралев. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 5-9 классы: Пособие для учителей. СПб.: Филиал изд-ва “Просвещение”, 2009. 192 с. Во “Введении” автор методически обосновывает свой подход к преподаванию в полиэтнических классах, […]...
- Своеобразие литературного процесса (о литературе 60-х гг. XIX века) В 60-е гг. XIX в. были созданы замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой культуры. В них были заметны, естественно, разные подходы к актуальным проблемам современности, разным было соотношение социальности и психологизма, характера и среды, сатирического гротеска и правдоподобия. Но при всем при этом нельзя было не ощутить расцвета творчества во всех родах […]...
- Кабинет литературы В каждой школе есть библиотека и кабинет литературы. Есть такой кабинет и у нас. В нем собрано множество книг и материалов. Эти материалы самые разные: критическая и учебная литература, иллюстрации к произведениям писателей, художественные альбомы, различные аудио – и видеозаписи актерского исполнения литературных произведений. В литературном кабинете хранятся творческие работы учеников нашей школы. Там всегда […]...
- Межпредметные параллели: реализм в украинской литературе Величайшими представителями реализма считаются Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой – в русской литературе, Чарльз Диккенс – в английской, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Стендаль, Эмиль Золя – во французской. Среди европейских реалистов нужно выделить писателя, чье творчество оказало колоссальное влияние на развитие литературы во всем мире. С его именем связывают утверждение в мировом писательстве […]...
- Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий обучения. На уроке должны быть созданы те условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности. Литература – особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. В методике […]...
- Формализм в искусстве и литературе (О литературе) Формализм (формальная школа, русский формализм, формальный метод) – направление в гуманитарной науке (филология, искусствоведение, исследования кино и др.), появившееся в России в середине 1910-х гг. Научным объединением, декларировавшим установки Ф., явилось Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), основанное в 1916 г. в Петрограде. Члены ОПОЯЗа – В. Шкловский, О. Брик, Е. Поливанов, Р. Якобсон, Л. […]...
- Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах В современных условиях главной задачей образования является получение учениками определенной суммы знаний, формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование […]...
- Помогите с сочинением по литературе 8 класмини-сочинение на тему история в художественной литературе(+ссылка) Роль литературы в жизни человека, действительно, огромна, ее трудно переоценить. Книги могут сделать человека образованным, но не сделают ни сильнее, ни мудрее. В этом мне трудно согласиться с автором. Только жизнь и активное участие в ее событиях может дать настоящий жизненный опыт. Поэтому нельзя ограничить свое существование книгой и чужой, выдуманной жизнью. Книга создает иллюзию […]...
- Критический реализм в американской литературе Своеобразным манифестом критического реализма 20-х годов стала книга “Цивилизация в Соединенных Штатах. Исследование тридцати американцев”, изданная в 1922 году группой писателей, журналистов, критиков, представителей различных слоев американской интеллигенции, которые объединились под знаменем борьбы против реакции и американской буржуазной цивилизации. Книга охватывала различные стороны американской жизни, которым были посвящены главы: “Город” и “Политика”, “Журналистика” и “Инженерное […]...
- Конкурс посвященный А. П. Чехову Газета “Литература” Издательского дома “Первое сентября” Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова Объявляют Конкурс методических разработок и ученических сочинений, посвященных творчеству и жизни А. П. ЧЕХОВА К участию в конкурсе приглашаются учителя и ученики школ, лицеев, гимназий, колледжей, методисты, студенты, библиотекари, литературоведы, писатели. В конкурсе четыре номинации. 1. Чехов на моих уроках Представляются методические разработки […]...
- Осуществление преемственности в изучении государственного языка в классах I и II ступеней Косточковской ОШ Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей […]...
- Аналитическая справка по итогам проведения срезов в 3 четверти по биологии, химии, физике в 6-9 классах Аналитическая справка по итогам проведения срезов В 3 четверти по биологии, химии, физике в 6-9 классах Фасахова Анна Владимировна По биологии в 6 классе успечаемость составила-100%,качество-100%,средний балл-4,2.Лучший результат у _______.Типичные ошибки: строение гаметофита папоротников, учащиеся приводили недостаточно примеров по многообразию хвойных. По биологии в 7 классе успеваемость составила 83%, качество – о%, удовлетворительные оценки у […]...
- Термин “Натуральная школа” в русской литературе Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин “Натуральная школа”, впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя (см. газету “Северная пчела” от 26 января 1846), был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: “натуральное”, т. е. […]...
- Открытый урок в 8-11 классах “Права человека” Разработка учителя истории МОУ “Никулинская СОШ” Шкурченко Алексея Никифоровича Тема урока: Права человека. Открытый урок в 8-11 классах. 12 декабря 2012 года Цель урока: Ознакомить обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека, значимость которых актуальна для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира: Формировать уважительное отношение к правам и свободам человека, […]...
- Тропы в литературе: примеры и виды (О литературе) Троп (от греч. tropes – поворот, оборот речи). Каждое слово имеет свой универсальный смысл. Это так называемые прямые значения слова. В них закрепляются названия различных предметов и явлений. Без устойчивости данных значений нет и не может быть языка как средства общения. Вместе с тем природа любого национального языка открывает широкий простор для переносного, образного употребления […]...
- …Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века Люди чести и долга в современной отечественной литературе Я вникся в положение… у меня есть пара сочинений, которые я писал с репетитором перед поступлением в институт ( для практики ) . Ну так они у меня остались в набранном виде, вот ( такие же не найти нигде ) Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века Война Ч это смерть, страдания, боль людей. […]...
- Сентиментальные гуманисты в русской литературе Тургенев был не первым из реалистов, бравшим из крестьянской жизни сюжеты для своих Записок охотника. Ему предшествовал Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899); его повести из крестьянской жизни Деревня и Антон Горемыка, опубликованные одна за другой в 1846 и в 1847 гг., стали главным событием этих богатых событиями двух лет. Они произвели сильное впечатление на сторонников новой […]...
- УРОК ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА” В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТЕМА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА “СИВКА-БУРКА” ОТЕЦ И СЫН Цель: Дети должны понять, что означает слово “благословение” с помощью учителя придти к выводу, что послушание и терпение – очень важные свойства характера, понять – почему слово отца – закон. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки-раскраски. Основные понятия и термины: благословение, смирение, послушание. Ход урока. Изучение нового материала. Русский народ из […]...
- Священное Писание в украинской литературе Библия – это уникальная книга Божьих откровений, которая передавалась в течение многих веков от одного поколения к другому. Это собрание книг, написанных пророками в разные годы, вдохновляло многих художников на создание шедевров в искусстве. Хобби Библией не обошло и классиков украинской литературы, хотя в течение многих десятилетий советские исследователи старательно доказывали мысль о воинствующий атеизм […]...
- Салтыков-Щедрин и украинская литература Описание событий в романах и других произведениях Салтыкова-Щедрина сыграло немалую роль в усилении сатирического направления в украинской литературе. Весьма показательно, что именно Шевченко первым оценил все принципиальное значение уже ранних произведений писателя. 5 сентября 1857 г. великий украинский поэт записал в своем дневнике: “Как хороши “Губернские очерки”… Я благоговею перед Салтыковым. О Гоголь, наш бессмертный […]...
- Сент-Бев Шарль-Огюстен Сент-Бев Шарль-Огюстен Сент-Бев (Sainte-Beuve) Шарль-Огюстен (23.12.1804, Булонь-сюр-Мер, – 13.11.1869, Париж) – французский писатель и литературный критик. Родился в г. Булонь-сюр-Мер в семье инспектора налогового ведомства. В 1818 г. переехал в Париж, учился в коллеже Бурбона, где изучал филологию и философию. По окончании коллежа в 1824 г. Сент-Бев начал сотрудничать в газете “Глоб” (“Глобус”). Сент-Бев начинал […]...
- Идейное богатство и художественная ценность русской литературы (О литературе) Общественная и художественная ценность литературных произведении определяется тем, насколько глубоко и правдиво отражает писатель жизнь в своих произведениях, насколько высока их идейная направленность и важны для народа поставленные в них вопросы. Но и этого мало. Чтобы литературное произведение было подлинно художественным, необходимо высокое мастерство писателя, умение так нарисовать человека, его действия и окружающую его обстановку […]...
- Стиль в литературе определение понятия (О литературе) Стиль (от лат. stylus – палочка для письма) художественной литературы – способ бытования: а) общелитературного языка, б) языка художественной литературы (включая поэтический язык), осуществляющийся в конкретном произведении конкретного автора; корпусе произведений конкретного автора; корпусе произведений ряда авторов одной и той же эпохи (школы, направления и др.); корпусе произведений ряда хронологически не связанных авторов, выбирающих сходную […]...
- Праздник в младших классах Праздник в младших классах. Огнева Е. Г. Учитель физической культуры МБОУ “СОШ №29”. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации физкультурно – оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность детей с активным отдыхом. Большой популярностью среди учащихся младших классов пользуются физкультурные праздники, дни здоровья, которые являются важными компонентами активного отдыха […]...
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС (102ч) Учитель БЕЗБОГОВА Л. Н Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить: Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры; Формирование гуманистического мировоззрения учащихся; Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических […]...
- Классный час на тему патриотическое воспитание в 7-8 классах Методическая разработка сценария классного часа для 7-8 класса Классный час “Героями не рождаются, героями становятся “ Автор: Пантюшкова Галина Олеговна, учитель информатики МБОУ “Панфиловская средняя общеобразовательная школа ” Муромского района Владимирской области. Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах. Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, […]...
- Образ природы в современной литературе В наше время особенно ярко выявилось, что природа перед лицом возросшей мощи техники и индустрии оказывается беззащитной, отсюда в произведениях современных писателей все настойчивее звучит тема нравственной ответственности человека перед природой. На совести человечества – сохранить и сберечь природу, которая сама уже оказывается не в силах справиться с последствиями индустриальной агрессии человека. Этими идеями насыщены […]...
- Информатика в начальных классах. Персональный компьютер Монитор – показывает нам информацию, выводит ее на экран. Клавиатура – позволяет вводить информацию в компьютер. Мышка – помогает управлять компьютером, служит для ввода информации в компьютер. Дисковод – считывает информацию с дискеты или диска, записывает ее. Принтер – служит для вывода информации на бумагу Сканер – служит для ввода информации с бумаги в компьютер […]...