История возникновения новелл (*Общие критические статьи)

В новеллах В. И. Панаева «Отеческое наказание», А. П. Степанова «Прихоть», А. А. Шаховского «Нечаянная свадьба» нет ни подлинных, ни мнимых мертвецов, ни плутов-подьячих, ни экзотики неведомых стран или времен. Действие здесь погружено в атмосферу светской повседневности. Но выясняется, что и в повседневной жизни может таиться не меньше захватывающих неожиданностей.

В хозяйском кабинете помещичьей усадьбы, в венецианской гостиной светской дамы героев подстерегают свои «привидения», но уже не в виде воскреснувших мертвецов

или бродящих по темным переходам замка теней, а, например, в облике красавицы Эйлалии либо в образе внешне непривлекательного, но неотразимо обаятельного капитана Рюселье… И в обеих новеллах выясняется, что герои влюбились в своих же бывших жен или мужей, которых они поспешили посчитать умершими или погибшими. Как тут не вспомнить мудрые «Повести Белкина» Пушкина, где герои полагают, а умный случай располагает.

Впрочем, аналогия с «Повестями Белкина» здесь вовсе не случайна. Ведь именно «Отеческое наказание» Панаева послужило Пушкину одним из сюжетных источников «Метели». А новелла

Степанова, написанная позже, разрабатывала, в сущности, все ту же сюжетную схему.

Непредвиденная, «нечаянная» свадьба венчает судьбу героев этих новелл, становясь выражением торжества живой жизни, ее гибкой динамики над неподвижностью обыденного сознания, логикой «житейского здравого смысла».

Конечно, ни Панаеву, ни Степанову, ни даже Шаховскому, с их пристрастием к мелодраматическим эффектам и романтическим положениям, не суждено было подняться над уровнем наивного художественного сознания, как это сделал Пушкин, отделив свой голос от голоса простодушного рассказчика Ивана Петровича Белкина. Но и эта массовая, «белкинская» беллетристика, разрушая жизненные стереотипы в читательском сознании, способствовала формированию новой художественной эстетики.

Разной была литературная репутация авторов, представленных в нашем сборнике. Различны по художественному достоинству и их новеллы. Но все они, подчиняясь закону жанра, волей-неволей открывали в жизни «новость», разбивая читательскую веру в очевидную доступность истины.

Пройдет столетие, и А. Н. Толстой скажет: «Новелла — труднейшая форма искусства… Архитектонически новелла должна быть построена с запятой и «но». Вот это «но» и стало препятствием на пути, по которому хотел направить искусство знаменитый пушкинский Сальери: «Поверил / Я алгеброй гармонию».

А, как известно, «Провидение не алгебра»…

Источники:

    Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

    Аннотация:

    В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.


История возникновения новелл (*Общие критические статьи)