Проблематика пьесы Сигарева Черное молоко (*Общие критические статьи)



Пьеса Василия Сигарева “Черное молоко” – социально-философская драма, в которой автор высказывает беспокойство о судьбе России и ее народа. Писатель отражает актуальные проблемы современного общества: социальную безысходность, нравственную деградацию человека и общества, утрату смысла жизни, отсутствие речевой и поведенческой культуры (даже слово “Эрмитаж” в речи Мелкого приобретает оттенок ругательства), пьянство.

Главные герои пьесы, Левчик и Мелкий (Шура), неоднократно демонстрируют хамство и неуважение друг к другу.

Ими

движет только жажда наживы, желание побольше “накосить”. Левчик приходит в восторг, когда ему удается с легкостью сбыть очередную партию товара – никому ненужных тостеров Ко всему, что окружает главных героев, они относятся как к объекту купли-продажи.

Именно поэтому Левчик не способен оценить доброту тети Паши, которая беспокоится о судьбе ребенка и искренне хочет помочь.

Во втором действии автор сосредотачивает внимание читателей на важном философском вопросе – вопросе о существовании Бога. Рождение ребенка и десятидневное пребывание в доме тети Паши меняет отношение Мелкого

к жизни. Она признается Левчику, что “когда рожала… Бога увидела…”.

Мелкий убеждена, что “жизнь поменять никогда не поздно”, именно эта фраза и рассказ Мелкого о Боге предотвращают попытки кассирши покончить жизнь самоубийством. Поверив в Бога, Шура становится источником передачи этой веры. Она помогает поверить в Бога кассирше тете Люсе.

Рассказывая Левчику о Боге, Мелкий искренне надеется на его понимание, но Левчик, для которого все определяется отношениями купли-продажи, не способен поверить в Бога. Он также не готов поддержать Шуру, которая желает изменить свою жизнь, но для этого ей необходимо остаться здесь – на станции, в обществе “душевной” тети Паши и научиться жить так, как она живет – за все платить добром. Героиня не хочет возвращаться в Москву – в общество, где нет жалости к мальчишке, просящему кусок хлеба, где “умирает душа”. Шура понимает главное: страшнее всего та, другая смерть, смерть души.

Понимая это, она бессильна что-либо изменить в своей жизни, она слишком зависима от денег и от обстоятельств, ей не хватает поддержки Левчика в ее стремлении к новой жизни. Это приводит к тому, что Мелкий, поверив, все же отрекается от Бога, начинает богохульствовать, наступившее, едва замерцавшее озарение героини проходит, сменяется мраком, молоко смешивается с грязью… но несмотря на это в молоке, смешавшемся с грязью, все же отражается “не потолок, а небо. Ночное небо. Луна отражается.

Планеты. И звезды. Много звезд.

Миллионы. Миллиарды. Вся вселенная в этой луже отражается. И звезды мерцают в ней.

Горят. Светятся”. Лужа становится белой. “Белая, как молоко.

Белая, как снег. Белая, как…свет, озаривший душу героини, пусть даже на непродолжительное время”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Проблематика пьесы Сигарева Черное молоко (*Общие критические статьи)