Докучные, шуточные, веселые русские сказки (Детские народные сказки)
После того, как мы познакомились со сказками о животных, волшебными и социально-бытовыми сказками, необходимо вспомнить еще об одном их виде. Речь пойдет о докучных сказках. Это шуточные, веселые сказки.
Создавались они для того, чтобы отбиться от слишком уж настойчивых любителей сказок, досаждавших исполнителям бесконечными просьбами рассказать сказки. Среди таких любителей были и взрослые, и дети.
В часы отдыха время летит незаметно, хочется услышать побольше сказок, а сказочник устал, видит, что и слушатели устали…
И вот он
Что за диво! Неужели сказка закончилась? Недоумение тут же замечает сказочник. “Ладно уж, расскажу сказку, – говорит он. – Только какую? Про журавля и овцу не хотите ль?” Конечно, хотим!
И опять он начинает серьезно: “Так вот, вокруг польца ходили журавль да овца, съели
Фу ты! Очень трудно разобраться, о каком конце речь идет! “Расскажи,” – соглашаемся мы. “Хорошо, – говорит он. – Слушайте:
Вокруг польца Ходили журавль да овца, Съели они стожок сенца – Не сказать ли с конца?”
“Нет уж, не попадемся!” – думаем мы и вслух: “Нет-нет, другую!” – Другую, так другую! Слушайте. В одном болоте жила-была лягушка, по имени, по отчеству квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост!
Дергала, дергала, дергала, дергала-выдернула хвост, да завязила нос; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос…” Ну, как испорченная пластинка! “Что же дальше?” – “А дальше то же: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост…” “Хватит, хватит! – кричим. – Настоящую сказку расскажи!” – “Ну, хорошо. Если уж очень хотите, расскажу…”
И действительно: самая-пресамая настоящая, с чудесами и страшными подробностями началась сказка: “Жил-был один мудрец; и вздумал он из человеческих костей построить через океан-море мост. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтоб стали мягкие, мокнуть в воду…” Вот это да! Но рассказчик замолчал, и как всегда – на самом интересном месте. Может, чтобы дух перевести?
Но молчание затягивается. Он молчит, и мы молчим. Наконец, терпение лопается: “А дальше-то что?” А он: ” “Так ведь кости еще не размокли!”
Ну как тут обидиться на сказочника! Смеемся вместе с ним над собой.
Иногда же такими сказками нарочно поддевали слишком уж доверчивых любителей послушать фантастические рассказы о приключениях животных, чудовищ, людей. Обращались: “А рассказать тебе сказку про белого бычка?” – “Расскажи”. – “Ты расскажи, я расскажи; да рассказать тебе сказку про белого бычка?” – “Да расскажи же!” – “Ты расскажи, да я расскажи, да что у нас будет, да до каких пор это будет! Рассказать ли тебе сказку про белого бычка?” И так далее, пока обиженный почитатель сказок не догадается, что его разыгрывают, над ним подсмеиваются.
Вот что такое докучные сказки… От слова “докучать”: слушатели докучали сказочнику, сказочник – слушателям. И ведь несмотря на докуку – какие интересные!
Так кто же их создал – эти сказки: и о животных, и волшебные, и социально-бытовые, и, наконец, докучные? Вопрос этот и простой и сложный.
Источники:
- Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 – 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с, ил. – (Школ. б-ка).
Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4-6 классов.