Русские сказки о животных (Детские народные сказки)



В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду и т. д. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля, зеленые леса… В волшебных сказках речь идет о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах-землепашцах, охотниках и рыболовах – их подданных.

В социально-бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа – древняя, феодальная Русь, когда жили цари, попы и баре и кормившие их и охранявшие страну от набегов врага трудолюбивые, храбрые и неунывающие мужички.

В статье “О сказках”, вспоминая о няне, М. Горький писал: “По сказкам… выходило, что… все на земле глуповато, смешно, плутовато, неладно, судьи – продажны, торгуют правдой, как телятиной, дворяне-помещики – люди жестокие, но тоже

неумные, купцы до того жадны, что в одной сказке купец, которому до тысячи рублей полтины не хватало, за полтинник продал ногайским татарам жену с детьми… Я думаю, что уже тогда сказки няньки и песни бабушки внушили мне смутную уверенность в том, что есть кто-то, кто хорошо видел и видит все глупое, злое, смешное, кто-то чужой богам, чертям, царям, попам, кто-то очень умный и смелый”.

В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие, продажность и т. д. Читая сказки о животных, задумайтесь над тем, с какой целью была создана каждая из них, и вы почувствуете, что за внешней простотой, незамысловатостью содержания скрываются глубокие, жизненно важные идеи, составляющие суть морального кодекса народа.

Часть сказок явно создана в назидание ребятам. О чем, например, уже известная вам сказка “Колобок”? О неразумном хвастовстве, гранича щем с глупостью. А что произошло в сказке “Кот, петух и лиса” с петухом, не послушавшимся кота?

Съела его лиса! “Пришли домой вечером кот со стариком и петуха не нашли, только хвост да перья ветром разнесло; сколько ни горевали, а после сказали: “Вот каково не слушаться!” А сколько веселой выдумки и смеха над лентяями в сказке “Курочка, мышка и тетерев!”. Так и вспоминается побасенка о Тите:

– Тит, иди молотить…

– Брюхо болит!

– Тит, иди щи хлебать…

– Где моя большая ложка?

Но сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и прежде всего глупость. Воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость – глупость жестокого и жадного зверя.

Тем более она опасна! Сказочники как будто нарочно ставят волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит.

Нет оправдания глупости, жадности и жестокости – вот что утверждают сказки.

Противником волка часто выступает лиса. Эта “кумушка-голубушка” нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ.

И все же было бы ошибочно говорить о лисе как о положительном персонаже. Хитрость, смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса – такой же хищник, как и волк.

Она выгоняет зайчика из его избушки (“Лиса, заяц и петух”), съедает птенцов дрозда (“Дрозд Еремеевич”) и т. д. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Особенно интересна сказка “Старая хлеб-соль забывается”. Казалось бы, лиса спасла мужика от гибели: волк – в его руках, и крестьянин должен быть ей благодарен.

Но стал он “отворачивать голову” волку да “задел и лису по голове” – и убил ее, приговаривая: “Старая хлеб-соль забывается!” Хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана.

Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных: добродушный, на первый взгляд, могучий, но глупый медведь, строптивая коза-дереза и т. д. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка и пр. И не случайно в качестве героев сказок выбраны слабые звери и птицы. Ведь тем удивительнее победы!

А объясняются они их трудолюбием, добротой, дружбой, чувством коллективизма.

Есть среди сказок о животных (правда, их немного) и такие, в которых осуждаются общественные пороки. Превосходна, например, сказка “Лиса и Котофей Иваныч”. Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря лисе становится Котофеем Иванычем – “начальником” над всеми лесными животными.

Самые сильные звери леса – медведь и волк – с “подношением” приходят тайно посмотреть на него и попадают в трагикомическое положение…

Сатирой на старое судопроизводство являются “Сказка о Ерше Ершовиче” и “Ворона”. Наглость Ерша и Вороны, с одной стороны, глупость и неумение судей разбирать дела – с другой, становятся причиной страданий ни в чем не повинных рыб и кукушки.

Источники:

    Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 – 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с, ил. – (Школ. б-ка).

    Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4-6 классов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Русские сказки о животных (Детские народные сказки)