Русские былины о богатырях (Детские народные сказки)
Былины сегодня найти нелегко: былинщиков мало, живут они главным образом в древних селениях русского северного края, где текут реки Пинега, Мезень, Печора и их притоки. Именно там у нас и произошло несколько незабываемых встреч со стариками сказителями.
Кто у вас лучше всех старины знает? – допытывались мы у местных жителей в одной из деревень, спрятанной в дремучих лесах на реке Печоре.
– Да что, – дружелюбно отвечали нам, – лучше дедки Носова никто не споет. Только дома его нет сейчас.
Уехал.
– Куда уехал? Далеко?
–
Огорченные, раздосадованные отправились мы в следующий намеченный пункт работы. Пробираться пришлось под дождем, пешком по диким лесным тропам. И на одном из поворотов такой тропы мы неожиданно столкнулись с невысоким веселым старичком в большой мохнатой шапке и меховых рукавицах (вечера на Печоре даже летом нежаркие!).
– Куда собрались, дорожные люди? – приветливо спрашивает старичок, мигом узнав в нас приезжих. Мы рассказываем ему о нашем огорчении.
– Ишь ты! Да ведь я дедка Носов и есть, – невозмутимо отзывается дед. Мы хватаем его за обе руки.
– Дедушка! Да ведь мы вас повсюду ищем! Вы, говорят, старины знаете.
Мы вас записывать будем!
– Ну, пиши, – охотно соглашается дед и тут же, усевшись на мокрую кочку, с воодушевлением запевает:
Уж как ездил Добрыня да по чисту полю. . .
Он завидел, Добрыня, да там шатер стоит. . .
Дождь льет, трава мокрехонька, но мы ничего не замечаем. Не замечает и дед. Увлекшись пением, он переходит от одной былины к другой, от другой к третьей. Это – настоящий редкостный мастер.
Мы вне себя от восторга. Вот повезло!
– Все от своего деда перенял, – поясняет нам старик, – он-то еще боле моего знал, да вот беда – помер. . . Он бы вам напел!
Нескоро расстались мы тогда с дедушкой Носовым и потом долго, долго вспомиг нали его.
Другая встреча была в деревне Абрамовской близ огромного, древнего селения Усть-Цыльмы там же, на Печоре. Туда мы приплыли на лодке ночью, в три часа. Но, несмотря на такой поздний час, деревня чуть не вся поднялась нам навстречу.
– С Ленинграду люди?! Старины списывать?! Ой, голубчики, как это вы ладно надумали!
Поют у нас, поют, как не петь! Это надо первым делом Чупрова Еремея Провыча просить, уж он вам напоет!
Но просить не пришлось: Еремей Провыч, знаменитый на всю округу былинщик, сам пригласил нас к себе в избу, и едва успели мы приготовить к записи нашу аппаратуру, уселся за стол и запел.
Он пел, а десятки соседей, стоя в избе, на крыльце и под окнами, затаив дыхание, слушали его. Он же, увлекшись, никого и ничего не замечал вокруг себя. Он пел так, словно видел перед собой и Илью, и Добрыню, и других богатырей; словно они были тут же, в его избе, и он беседовал с ними. И ему, и всем его соседям утром надо было на работу; но никто об этом не думал.
До семи часов утра пел нам Еремей Провыч свои “старины”, и до семи часов утра никто не отошел от избы.
Мало кто умеет в наши дни петь былины так, как их пели старики прежде: медленно, плавно, величаво, выдерживая старинный напев. Еремей Чупров, дедушка Носов, их соседи – деды-печорцы из других деревень – это умели. Но в наши дни иногда бывает, что былину рассказывают, как сказку.
За последние 500-600 лет новые былины о легендарных богатырях в народе не создавались, и нынче фольклористы считают за большую удачу, если им удается где-нибудь услышать и записать от старика былинщика то, что он когда-то (иногда – в далеком детстве) слышал от своих дедов и прадедов.
Источники:
- На Буяне, славном острове. Сборник русского фольклора. 2-е издание.
Составила и обработала Н. Колпакова. Послесловие Н. Колпаковой. Рисунки Б. Калаушина.
Л., “Дет. лит.”, 1978.Аннотация: В сборнике – произведения русского фольклора самых различных жанров: от былин до частушек. Их записала и обработала для детей Н. П. Колпакова.