УРОК ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА” В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТЕМА: “ТЕПЛО И УЮТ РОДНОГО ДОМА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ”



Цель: Дать детям представление об укладе и традициях жизни крестьян, устройстве русской избы. Учащиеся должны знать, что в старину сказки передавались из уст в уста, дополняясь и обогащаясь рассказчиками, поэтому сказки называются народными.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки-раскраски.

Основные понятия и термины: святой угол, горница, трапеза, лучина.

Ход урока.

Изучение нового материала.

Тема нашего урока:тепло и уют нашего дома”.

А начинается родимый Дом с родной

земли. Посмотрите, какой чудо-терем изображен на рисунке. Вот в таких теремах раньше жила русская крестьянская семья.

Сколько мастерства, фантазии, любви вкладывали люди при постройке своего дома! Свой дом люди называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Сама крыша напоминала распахнутые крылья большой птицы, которая заботливо накрыла дом-гнездо, где обитают люди.

Кажется, что дом-птица охраняет домашний очаг.

Давайте потихонечку откроем дверь и войдем в дом.

Мы с вами оказались в одной из крестьянских семей.

Давайте рассмотрим убранство горницы. В правом углу горницы на специальной

полочке, покрытой вышитым узором полотенцем, располагаются иконы с изображением Господа Иисуса Христа, Божией Матери и особо почитаемых святых. Иконы еще называют образами, и перед ними зажигается лампадка. Такой угол называется святой.

Каждый заходящий в дом, первым делом, крестясь, кладет поклон святым образам. Под образами ставится сноп с колосьями – хлеб земной, без которого человеку не прожить. Тут же находится обеденный стол, который украшает свежевыпеченный хлеб.

Когда семья садится за трапезу, глава семьи – отец или дед – обязательно прочитывает молитву, перед вкушением пищи и после, вознося благодарение Богу.

Посмотрите, как тепло и уютно в этом доме. Отец плетет корзину и его сыновья рядом с ним, глядя, обучаются этому непростому делу.

Мать прядет пряжу и рядом с ней дочери обучаются, наблюдая за работой матушки. Бабушка в люльке качает маленькую внучку.

Работы по дому много, всем хватает – и малым и старым, и поэтому люлька специально подвешена посередине горницы, чтобы каждый, проходящий мимо, качнул ее, улыбнулся малышу, полюлюкал с ним.

● Как вы думаете, почему сказки обычно рассказывались зимними вечерами?

(Ответы детей).

Весной, летом и осенью работы очень много. Ну, а зимой можно немножко передохнуть. Днем занимаются домашними делами, а вечером вся семья соберется у зажженной лучины.

● А вы знаете, что такое лучина?

(Ответы детей).

Тонкая длинная щепка, которую зажигали, и она, тлея, давала свет.

Старшие плетут лапти, малыши тут же смотрят и учатся, как это делать, а кто-нибудь из взрослых заводит сказку. Притаились Дети у лучины и не шевельнутся.

● Как вы думаете, почему сказка называется “сказкой”?

(Ответы детей).

Да, сказку не читали, а рассказывали и создавали их, часто прямо по ходу рассказывания. Сказки передавались из уст в уста, т. е. устно, из поколения в поколение.

● А как все эти сказки дошли до нас?

(Ответы детей).

Да, ребята, собиратели сказок специально ездили (да и сейчас еще ездят) по деревням и селам и записывали народные сказки.

● Как вы думаете, почему и дети, и взрослые любят сказки?

(Ответы детей).

Да, сказка – это волшебный мир, живущий по своим законам.

● А какой основной закон действует в сказках?

(добро всегда побеждает зло).

Сказочный мир населен персонажами, которых нет в реальной жизни.

● Каких сказочных персонажей вы знаете?

(Ответы детей).

Там чудеса: там леший бродит

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

…Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

● Ребята, что значит народная сказка?

(Эти сказки сочинил народ).

Конечно, не весь русский народ принимал участие в создании сказок. В народе были люди, которые сочиняли сказки прямо по ходу рассказывания. Затем кто-то из слушателей рассказывал эту сказку другим людям.

Он мог уже что-то добавить свое. А кто-то из этих слушателей рассказывал другим слушателям, тоже может быть, что-то добавляем, т. е. сказка передавалась из уст в уста, часто немного дополняясь и изменяясь. Так и рождались сказки.

Мы можем встретить несколько вариантов одной и той же сказки.

Душеполезное чтение. Рассказ “Трудовой день крестьянского мальчика Ванюши”.

Закрепление новых знаний.

Вопросы к детям.

1.Что нового на уроке вы узнали?

2.Какие новые слова вы услышали и что они означают?

3.Чем вам понравилось содержание рассказа?

Домашнее задание

Раскрасить иллюстрации к сказке


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

УРОК ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРЫМА” В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТЕМА: “ТЕПЛО И УЮТ РОДНОГО ДОМА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ”