Разработка урока ОРКСЭ по курсу “Основы религиозных культур и светской этики” 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №3
Разработка урока по курсу
“Основы религиозных культур и светской этики”
( Модуль ” Основы мировых религиозных культур”)
Разработчик: учитель начальных классов
Капланова Курманбийке Узбековна
Г. Сургут, 2014
Конспект урока
Курс : Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль : Основы мировых религиозных культур.
Класс : 4
№ Урока : 8
Тема : Хранители Предания в религиях мира.
Цель : Сформировать
Задачи :
– знакомить учащимися с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;
– формировать у учащихся основные понятия: Жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама;
– организовать совместную поисковую работу для сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста;
– воспитывать уважительное отношение к мировым религиям, толерантность.
Тип урока : комбинированный.
Планируемые результаты :
-знакомство учащихся с хранителями
-развитие мотивации к самореализации в познавательной и практической деятельности;
– воспитание уважительного отношения к мировым религиям.
Основные понятия: Жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, имам, хафиз, сангха, лама.
Межпредметные связи : литературное чтение, русский язык.
Ресурсы : презентация, карточки с заданиями, статьи о хранителях преданий в мировых религиях.
Формы и виды учебной деятельности : беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, работа в парах.
Содержание урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |
I. Организационный Момент Цель: настроить учеников на учебную деятельность. | Тренинг ” Импульс” Добрый день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны друг к другу. | Встают, берутся за руки по парте с соседом, передают импульс. ( В классе создан благоприятный психологический настрой). |
II. Проверка Домашнего задания Цели: -проверка усвоения материала; – развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение. | Интерактивная игра ( работа в парах). У вас в руках карточки, на которых записаны основатели религий или названия священных книг. На доске – таблички с надписями ” Христианство”, ” Ислам”, ” Иудаизм”, ” Буддизм “. Подумайте и выберите, к какой религии относятся слова, записанные на ваших карточках. (Карточки со словами: Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Трипитака, Иисус Христос, Мухаммад, Скрижали, Апокалипсис, Будда ” Три корзины”, Аллах, Сотворение мира мудрости, Гаутама, Ангел, ” Пятикнижие Моисея”, Джабраил.) Проверка соответствие между названиями священных книг и словами, данными ниже ( Слайд 3). | Учащиеся раскладывают карточки по столбикам. Учащиеся проверяют свои работы. |
III. Сообщение темы и целей урока Цель: создание проблемной ситуации. | 1 .- Есть ли священные книги у вас дома? Какие? – Где вы могли видеть священные книги? -Рассказывал ли вам дома о священных книгах религий мира? – Что особенно заинтересовало вас? -Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет? 2.- Посмотрим на фотографии ( Слайд 4). – Кто изображен на них? -Ребята, это хранители преданий в религиях мира. Сегодня мы познакомимся с их ролью в религии и узнаем такие понятия, как Жрец, раввин, епископ, священник, диакон, имам, хафиз, сангха, лама. | – В церкви, по телевизору… -Кто-то о них заботился и передавал из поколения в поколение. -Мудрецы, монахи… |
IV. Изучение нового материала Цели: – развитие умения анализировать делать вывод; -развитие мышления и грамотной речи учащихся; -воспитание уважения к профессиональным священнослужителям (духовенству). | 1.Работа с понятием “хранитель”. – Разберите по составу слово ” хранитель”. -От какого слово оно образовано? -Что оно обозначает? – У древних людей хранителей называли Жрецами. Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек? 2.Работа в группах. – Сейчас мы будем выполнять поисковую работу. Для этого разделимся на группы. Каждой группе достанется небольшая статья о хранителях предания в религиях. Прочитайте ее и выполните задания ( Слайд 5). Задание для 1 группы: ( учебник стр. 22) 1. Прочитайте статью о хранителях иудейских традиций. 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Как верующие евреи называли хранителей предания? Чем занимались хранители иудейской религиозной традиции? Задание для второй группы: (учебник стр.22) 1. Прочитайте статью ” Христианские священнослужители”. 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Кто является хранителем предания в христианском учении? Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве? Задание для 3 группы: ( учебник стр.23) 1.Прочитайте статью ” Мусульманская община”. 2. Отметьте. Что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Как в исламе называется церковная организация? Кого мусульмане называете ” имамом”, а кого ” хафизмом”? Задание для 4 группы: ( учебник стр.23) 1.Прочитайте статью ” Буддийская община”. 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Что в буддизме называется ” сангхой”? Кто хранит религиозные традиции буддистов? 3.Проверка – выступления детей ( слайды 6-9). – | – От слова ” хранить” -Хранитель – это человек, который что бережет, хранит. – Религиозные традиции, ритуалы, предания. Дети делятся на группы, распределяют обязанности и выполняют задания самостоятельно. Чтение текста в учебнике на стр. 22-23 Выступление одного ученика из каждой группы, сопровождаемое презентацией. |
V. Физкультминутка | Включаем физкультминутку. | Ученики выполняют физкультминутку вместе с учителем. |
VI. Первичное закрепление Цель: -закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения. | Беседа ( слайд 10). – Как вы думайте, почему во всех религиях мира существуют хранители предания? -Как называли служителей в древних религиях? -Кого и почему называют мудрецами в иудаизме? -Что в переводе с греческого обозначает слово ” надсматривающий”? -Каких людей и почему особо почитают мусульмане? -Кого можно назвать хранителем религии в буддизме? и т. д. | -Чтобы не потерялись никакие традиции. – Жрецами. – Раввинов. – Епископ. – Мулла, хафиз, имам. – Лама. |
VII. Самостоятельная работа Цель: способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи учащихся. | Задание: просмотр и комментирование иллюстраций в учебнике. Стр.22-23. Задание: заполните таблицу ( Слайд 11 ). Хранители предания в религиях мира Проверка самостоятельной работы ( Слайд 12). Задание: составьте четыре предложения по данным иллюстрациям, используя слова с которыми вы познакомились на том и предыдущем уроках. Запишите предложения в тетрадь ( Слайд 13). | Комментарии по мере просмотра иллюстраций. Учащиеся работают на карточках самостоятельно. Самопроверка. Дети составляют и записывают предложения с изученными словами. |
VIII. Рефлексия. Итог урока Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса. | ( Слайд 14) Продолжите предложения: Сегодня я познакомился (узнал)…. Самым интересным для меня… Мне непонятно… Я еще хотел бы узнать… Можно составить синквейм ” Хранители предания” | Ответы учащихся с примерами. Принимают участие в составлении синквейна. |
IX. Домашнее Задание Цели: -закрепить знания учащихся по пройденной теме; -организация самостоятельной и творческой работы учащихся. | Прочитайте в учебнике материалы к уроку №8 , ответить на вопросы на стр.23 ( Слайд 15). Узнайте у родителей, старших( или найти в дополнительной литературе, Интернете) , знают ли они о религиозных обрядах христианства, ислама, иудаизма, буддизма ( по выбору). Индивидуальные занятия и задания по желанию: – сделать на альбомном листе рисунок по теме урока; -приготовить сообщение о каком-нибудь празднике, традиции христианства, ислама. Иудаизма, буддизма ( по выбору). До свидания. | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. |