Урок литературы. Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина)

Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость. Учить анализировать лирическое произведение. Воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы.

Пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи. Оборудование: акварельный рисунок-коллаж по теме урока; фотографии дома Есенина в Константинове и матери Есенина, Татьяны Федоровны; тексты стихотворений у каждого ученика; запись музыкальной композиции оркестра народных инструментов;

репродукция с картины К.

Петрова-Водкина “Мать”. Ход урока. 1.Вступление.

Вы заканчиваете изучение школьного курса литературы, и совсем скоро вам предстоит писать экзаменационное сочинение. Из девяти тем, предложенных в этом году, одна (по ХХ веку) будет так называемая “сквозная”, т. е. традиционная. Речь идет о духовных, нравственных категориях: человек в поисках смысла жизни, темы родины, природы, любви, милосердия, чести и долга и т. д.

Сегодня я предлагаю поразмышлять над темой Дома, которая особенно тревожно звучит у каждого писателя и поэта ХХ века. Мы рассмотрим, как развивается образ Дома,

семейного очага в лирике С. Есенина и каким идейным содержанием он наполняется. Я намеренно выбрала Есенина, самые известные его стихи. Не так давно мне довелось общаться с вашей ровесницей, чебоксарской школьницей.

Девочка умная, любит литературу, собирается на филфак. И вот в беседе она спросила, кто у меня любимый поэт.

– …Трудно назвать одного…- А я обожаю Маяковского!- У Маяковского много замечательных стихов. Но, согласись, он особенный поэт, очень громкий. А как тебе Есенин? – Есенин…

– разочарованно протянула она. – Это ж такой примитив. Вот такой суровый приговор.

Примитивный – это поверхностный, неглубокий, сиюминутный. Может быть, не примитивный, а простой? А это разные вещи.

Пушкин велик в своей изысканной простоте. Да и каждый хороший поэт в зрелости пишет проще.

Так давайте разберемся, что скрывается за простотой Есенина, примитив или мудрость. В ходе обсуждения проблемы мы обратимся к анализу стихотворений, а это вам тоже необходимо, так как две темы на экзамене будут связаны с интерпретацией лирических произведений.

Но если вы не только поймете тему урока, но и испытаете минуты особого волнения, если стихи заденут вас за живое, а кто-то, может быть, заново откроет для себя Есенина – значит, наш урок состоялся. 2.Анализ стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная!” (1914г.) Язык музыки поможет нам в восприятии поэзии. На фоне музыки (оркестр народных инструментов) читаю наизусть стихотворение.

После чтения беседуем:- Каким настроением проникнуто стихотворение? Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.- Каким размером написано стихотворение?(Скандируем, показываю схему).Действительно, поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения. – Кем чувствует себя лирический герой? Захожим богомольцем. – Но странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам.

А чему поклоняется лирический герой? Полям, тополям, хатам.- В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – “хаты – в ризах образа”. Что такое образа? (иконы) А риза? (золоченое обрамление, оклад иконы). – С каким цветовым образом соседствует метафора “хаты – образа”? “Только синь сосет глаза”. Давайте вслушаемся в строчку. (читаю, выделяя согласные звуки).

Что вы заметили в звучании строки? Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт. А для чего?

Какое ощущение рождается? Слепящей, разъедающей глаза синий. Вам знакомо ощущение пронзительной сини просторов, когда невольно жмуришься?- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?

Это небесный, горний, возвышенный. “Синее что-то” Есенин слышал даже в слове “Россия”. Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Дом – это и в самом деле воплощение любви. – Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство Стихотворения? Девичий смех, пляска на лугу.

Звуки мажорные. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.- Какие запахи передает поэт?

С каким православным праздником они связаны? Запах яблок и меда связаны со Спасом.- А почему в церквах на Спас пахнет не ладаном, а яблоками и медом? Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда.

Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и “кротко” благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал “кротким”. Поэт уважал народные обычаи, и когда советская власть будет безжалостно уничтожать церкви, духовность, Есенин будет это болезненно переживать. Итак, библейские, звуковые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово “Русь” вместо “Россия” утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы.

Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте. – Подведем итоги анализа. Я начну фразу, а вы закончите.

Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение… (Родины, природы, исторических традиций народа). 3.Слово учителя с обращением к рисунку-коллажу. Образ избы наравне с березкой и месяцем кочует из одного стихотворения в другое.

Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины… Где ты, где ты, отчий дом, Гревший спину под бугром?.. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь…

Слышите, как вкрадываются в стихи нотки грусти? А в двадцатые годы резко изменится настроение стихов, и на смену романтическому образу избы придет жуткий образ “скелетов домов”.Все настойчивее в 20-ые годы звучит мотив возвращения в родной дом. (“Русь Советская”, “Русь уходящая”). В стихотворении “Возвращение на родину” Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – “календарный Ленин”, “точь-в-точь как в городе”. Город надвигается на деревню, душит ее “каменными руками шоссе”.

И город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идеология, жестокая система подавления. Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил “календарный Ленин”, а вместо Библии в избе “Капитал” Маркса, Есенин признается: Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью. А в другом стихотворении “Спит ковыль, равнина дорогая… ” поэт бунтует против новой жизни: Все равно


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок литературы. Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина)