Сказки Салтыков-Щедрин (Детские народные сказки)
На вершину политической публицистики поднял сказку великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Жил помещик, рассказывает он, тело имел «мягкое, белое и рассыпчатое»; всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов, и стал опасаться помещик, что много мужиков развелось. А вдруг они все добро его съедят.
И стал помещик «стараться» — штрафовать мужиков.
Совет так поступать он вычитал из газеты «Весть»: «золотое» это слово — «старайся!». Невмоготу стало крестьянам, и взмолились они богу: «Господи!
Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Внял бог мужицкой мольбе — унесло их вихрем от помещика. Не стало еды, не стало слуг у помещика. Одичал он — оброс волосами, утратил способность произносить членораздельные звуки, усвоил себе какой-то особенный победный крик, среднее между свистом, шипением и рявканьем.
Стал помещик зверем. И вот власть, обеспокоенная непоступлением в казначейство податей, вернула мужиков, а помещику «наиделикатнейше» внушила, «дабы он фанфаронства свои прекратил».
Сатирик обнажил звериную сущность помещичьих стремлений, помещичьей ненависти к мужику. Если в народных сказках хищные звери только сопоставляются с людьми, то в сказках Салтыкова-Щедрина происходит нечто обратное: помещик выразил себя полностью, когда превратился в зверя — стал ходить на четвереньках «и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный».
Первым читателям сказок без пояснений была понятна политическая конкретность выведенного типа помещика. «Сократил он их так, что некуда носа высунуть…» — пишет Салтыков-Щедрин о притеснениях крестьян. Царское Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и так называемые «уставные грамоты», составленные самими помещиками, все предусмотрели: размежевание земель произвели так, что выделенная крестьянам земля была уменьшена до предела. Так и у крестьян в сказке Салтыкова-Щедрина: «куда ни глянут — все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет — помещик кричит: моя вода!
Курица за околицу выбредет — помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух — все его стало!»
Салтыков-Щедрин писал сказки не для детей, но с течением времени некоторые из них — в том числе и сказка о диком помещике — стали детским чтением. Переход совершился без каких-либо усилий со стороны педагогов и издателей. Сказки сатирика ясны по замыслу, легки для восприятия, понятна ирония, в них заключенная.
Источники:
- Сказки русских писателей/ Вступит, статья, сост., и коммент. В. П. Аникина; Ил. и оформл. А. Архиповой.- М.: Дет. лит., 1982.- 687 с.
Аннотация:В книгу вошли сказки русских писателей XIX и XX вв.
- Сочинение на тему: Смысл названия сказки Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Смысл названия Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются удивительно тонким чувством юмора и приближенностью к реальности. В большинстве из них показаны взаимоотношения «хозяев жизни» и подневольных крестьян. Так и в сказке «Дикий помещик» мы видим, как богатый дворянин, Князь Урус-Кучум-Кильдибаев прогоняет всех «мужиков» со двора, чтобы дышать «чистым» воздухом. На одной стороне весов — помещик-паразит, а на другой […]...
- Традиции народной сказки (Салтыков-Щедрин М. Е.) Традиции народной сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина Одной из самых характерных особенностей сказок Щедрина является то, что сказки эти невелики по объему, доступны по содержанию, очаровывают своим юмором и вместе с тем о многом заставляют поразмыслить. Самым распространенным ответом на вопрос «Почему писатель для своих сатирических изобличений избрал форму сказки?» является мнение о том, что […]...
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткое изложение текста Проза История одного города История создания романа Анализ текста Жанровые особенности романа «История одного города» Собирательный образ глуповцев Смысл финала романа «История одного города» Особенности сатирической манеры М. Е. Салтыкова-Щедрина Критика о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина […]...
- Сочинение на тему: Основная мысль в сказке Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Основная мысль Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» является едкой сатирой на господствующее сословие. Все действо, описанной в ней, происходит будто в рамках одного имения, а на деле, распространяется далеко за пределы целой губернии. Автор занялся написанием подобных «сказок» в свой завершающий период творчества. В них он со всей уверенностью поднимал темы, волнующие общество второй […]...
- Характеристика героя Помещик, Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Помещик Помещик — главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Это глуповатый персонаж, который решил истребить всех своих мужиков оттого, что их было слишком много и они могли все переесть. Сам он себя считает истинным представителем дворянства и годится тем, что он потомственный князь по имени Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы […]...
- Сочинение на тему: Над чем смеется автор в сказке Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Над чем смеется автор Значительное место в творчестве сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают поучительные сказки. Некоторые из них входят в состав школьной программы, а некоторые родители читают даже своим маленьким детям. Все же не каждый ребенок поймет до конца, какой смысл на самом деле вкладывал в свои «смешные» произведения автор. Выступая против социальной несправедливости и […]...
- Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки? Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры […]...
- Над кем смеется Салтыков-Щедрин? (по сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик») В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. «Я вырос на лоне крепостного права», — вспоминал писатель впоследствии. Выросший в Тверской губернии, среди болот и лесов, мальчик рано соприкоснулся с жестоким миром крепостной действительности. Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях (особенно в сказках), — взаимоотношения эксплуататоров […]...
- Краткое содержание Дикий помещик М. Е. Салтыков-Щедрин М. Е. Салтыков-Щедрин Дикий помещик В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, «и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был он глуп, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Одно только ему не нравится, и вот, жалуется он Богу: слишком много развелось […]...
- Прием гротеска в одном из произведений русской литературы XIX века. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки».) Гротеск — это термин, означающий тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте чего-то с чем-то. В жанре гротеска наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. «Сказки» Щедрина в миниатюре содержат […]...
- Черная курица Погорельский сказки Ушинского (Детские народные сказки) Большая сказочная повесть о Черной курице переносит нас в старинный Петербург, в пансион, в его дортуары-спальни, к строгим учителям. Автор сказки Алексей Алексеевич Перовский, писавший под литературным именем Антония Погорельского, обнаружил много знания жизни маленьких рыцарей, церемоний их королевского двора. Подземное королевство живет по своим законам — здесь честно и верно служат истине. Волшебный мир […]...
- Сочинение на тему: Запоминающийся момент в сказке Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Запоминающийся момент Более тридцати сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин, и все они были по-своему содержательны и увлекательны. В каждую такую сказку он вкладывал глубинный смысл. Обращение к этому жанру было естественным для автора, так как все его творчество было пронизано сказочными элементами, гиперболой и фантастикой. С высоты прожитых лет он мог с уверенностью выражать сатиру […]...
- М. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки «для детей изрядного возраста» Цели: познакомить с жизнью и творчеством М. Салтыкова-Щедрина; дать представление о политической сказке на примере сказки «Медведь на воеводстве»; раскрыть понятие «эзопов язык»; расширить литературный кругозор учащихся. Оборудование: таблица, портрет М. Салтыкова-Щедрина. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Приятно говорить людям о том, что их радует, […]...
- М. Е. Салтыков-Щедрин Художественные особенности Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, […]...
- Сказки Гаршин (Детские народные сказки) Всеволод Михайлович Гаршин придал сказкам особенный смысл. Его сказки не похожи ни на какие другие. К ним более всего применимы слова: «гражданская исповедь». Сказки так близки строю мыслей и чувств самого писателя, что как бы стали его гражданской исповедью перед читателями. Писатель высказывает в них свои самые сокровенные мысли. Безвременная гибель революционеров отозвалась в сердце […]...
- Городок в табакерке Одоевский (Детские народные сказки) Писатель Владимир Федорович Одоевский, «дедушка Ириней», в сказке «Городок в табакерке» воссоздал иной быт и иную жизнь по сравнению с другими писателями. Современник Крылова и Жуковского, декабристов и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, Одоевский одним из первых стал писать сказки для детей. Тогда это было еще очень большой редкостью. Одоевский изобразил жизненный быт, близкий пониманию благовоспитанного […]...
- Сочинение на тему: Чему учит сказка Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Чему учит сказка Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты прожитых лет мог высказать все, что накопилось с опытом. Поэтому его сказки вряд ли можно причислить к детским, а только к поучительным. В них он затрагивал те социально-политические и нравственные […]...
- Социально-бытовые русские сказки (Детские народные сказки) Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно проявилось в них сатирическое начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат… Сказочники любуются его трудолюбием и оптимизмом и вместе с тем изображают его бедственное положение. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему […]...
- Анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков. Но не каждый […]...
- Анализ сказок М — Е — Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура. Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли. Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от […]...
- Сказки Бианки и Нагишкин (Детские народные сказки) Поэзия природы стала основой художественности в сказках Виталия Валентиновича Бианки. Свобода вымысла соединилась в его сказках с правдой о несказанно причудливом мире леса, полей, рек и озер В сказке «Сова» поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик — и развелось много […]...
- Сказки Ершова и Жуковского (Детские народные сказки) Склад народной сказки, — усвоенной литературой благодаря Пушкину, с новым блеском воплотил молодой поэт, почти мальчик, студент Петр Павлович Ершов. В сказке «Конек-горбунок» он подражал своему великому современнику. «Пушки с пристани палят»,- сказано у Пушкина. «Пушки с крепости палят»,- писал Ершов. «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда?»- Вопрошает Салтан корабельщиков. «Путь-дорога, господа! Вы откуда […]...
- Сказки А. М. Горький (Детские народные сказки) Творчеством Алексея Максимовича Горького ознаменовано наступление нового этапа в развитии сказки. Писатель завершил традиции предшествующей литературы и вместе с тем стал зачинателем нового искусства. С острым ощущением всего прекрасного в мире, с радостным ощущением своего призвания бороться против тех, кто мешает людям быть счастливыми, вступил Горький в литературу и всегда оставался верен этому призванию. И […]...
- Сказки Гайдар и Паустовский (Детские народные сказки) Другой писатель нашего времени Аркадий Петрович Гайдар, кроме сказки о Мальчише-Кибальчише, подарил ребятам еще одну сказку — о горячем камне. Жизнь писателя от юношеских лет, когда он сражался с белогвардейцами, до гибели в еще совсем молодом возрасте на фронте в Великую Отечественную войну была пламенным горением. Герой сказки Гайдара первоклассник Ивашка Кудряшкин нашел волшебный камень […]...
- Фантастические сказки и обыденные истории. (Детские народные сказки) Как бы различны ни были все эти фантастические сказки и «обыденные истории», всем им свойственно одно общее направление. Все они и по мысли, и по природе своей поэтики полемичны по отношению к «взрослой» шкале ценностей. Они обязательно противопоставляют свое эмоциональное богатство-богатство детства!- бедности взрослой «богатой жизни». И как бы различны ни были в них образы […]...
- Сказки Пушкина (Детские народные сказки) Русская классическая литература — это бесценная кладовая национальной культуры. В ней ревностным трудом писателей-гениев и просто талантливых художников скоплено много сокровищ. И может быть, среди книг самые удивительные — сказки. Они не знают над собой власти времени, и каждое новое поколение людей приемлет их с благодарностью тем, кто их сочинил. Очарование сказочного вымысла во всей […]...
- Волшебные русские сказки (Детские народные сказки) В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это прежде всего Кощей Бессмертный — страшный, сильный старичище, похищающий женщин — как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга — «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая — в левый». […]...
- Биография Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 — 1889) Литературный псевдоним — Щедрин (1826-1889) — прозаик, публицист, критик. Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин родился и вырос в богатой помещичьей семье, но в доме была атмосфера скупости, взаимной вражды, лицемерия и бесчеловечности. Учился Салтыков сначала в Московском дворянском институте и как отличный ученик был направлен в Петербург, в Царскосельский лицей. В 1844 году […]...
- Докучные, шуточные, веселые русские сказки (Детские народные сказки) После того, как мы познакомились со сказками о животных, волшебными и социально-бытовыми сказками, необходимо вспомнить еще об одном их виде. Речь пойдет о докучных сказках. Это шуточные, веселые сказки. Создавались они для того, чтобы отбиться от слишком уж настойчивых любителей сказок, досаждавших исполнителям бесконечными просьбами рассказать сказки. Среди таких любителей были и взрослые, и дети. […]...
- Сказки Гарина-Михайловского и Телешова (Детские народные сказки) Писатели конца XIX — начала XX века чаще и охотнее стали обращаться к разработке иноземных сказочных сюжетов. Русские писатели всегда глядели на жизнь и быт других народов глазами собственного народа. Это в полной мере выразилось и в превосходных сказках Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В 1898 году Гарин совершил кругосветное путешествие, побывал во многих странах, в том […]...
- Сказки Мамин-Сибиряк (Детские народные сказки) К исходу XIX века казалось, что гений и талант предшествующих писателей исчерпали возможности дальнейшего развития литературной сказки, но жизнь подсказала новые темы, новые образы, новый стиль. Новизной оказались затронуты все стороны художественного творчества, но у разных писателей в разной степени и в разное время. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк вошел в сказочную литературу книгой, полной очарования и […]...
- Сказки Михайлова (Детские народные сказки) Демократическая педагогика направлением своих усилий сомкнулась с литературой революционного движения 60-х-70-х годов. Писатель Михаил Ларионович Михайлов был участником освободительной борьбы. Его мужеством восхищался Некрасов: царское правительство сослало Михайлова на каторгу за распространение прокламации «К молодому поколению». Писатель написал несколько сказок, в которых выражены мысли, волновавшие его как революционера. Кому не известен сюжет «Теремка», но сказка […]...
- Аленький цветочек Аксаков. Сказки Даля (Детские народные сказки) «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова соприкасается со сказками Пушкина в мысли об облагораживающей силе духовной стойкости человека перед лицом испытаний. Околдованного королевича — лесного зверя спасла девичья любовь. Не безобразное чудище, а молодой прекрасный принц в золототканых одеждах предстал перед девицей, его полюбившей. На ее месте были и другие, но только она одна оценила добрую […]...
- Сказки Л. Н. Толстой (Детские народные сказки) Великий знаток народной крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он Писал их для «Азбуки» и «Русских книг для чтения». Книги предназначались для школ. Тут много сказок, взятых из фольклора и пересказанных писателем, но есть и собственные сказки писателя. Позднее Лев Толстой писал […]...
- Русские сказки о животных (Детские народные сказки) В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду и т. д. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень — широкие поля, зеленые леса… В […]...
- Сказки писателя Вильгельма Гауфа (Детские народные сказки) Вильгельм Гауф был руководителем буршей в Тюбингене. Все любили его за красноречие и остроумие. Ни одно из студенческих развлечений не обходилось без его участия: дальние экскурсии, загородные прогулки, катание на санках, танцевальные вечера, дружеские застолья, ночные серенады. Неистощимый выдумщик, он затевает проказы, которые никому не приходят в голову, кроме него. Члены его компании называли себя […]...
- Салтыков-Щедрин — сатирик Этот серьезный и свирепый юмор, Этот реализм, трезвый в своей ясности Среди самой дикой игры воображения, И особенно этот непоколебимый Здравый смысл… И. С. Тургенев Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является непревзойденным художником слова в области социально-политической сатиры. Он был революционером-демократом, оружием сатиры боровшимся против самодержавия, крепостничества и его пережитков, против правящих классов России. В своих произведениях […]...
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери — купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует. В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения — «Противоречия» и «Запутанное […]...
- Русский фольклор древнейшие сказки и сказы (Детские народные сказки) А вот со сказками дело обстоит иначе. Сказок у русского народа всегда было очень много. Много их и сегодня. И рассказчиков можно встретить гораздо чаще, чем былинщиков. Древнейшие сказки — волшебные, с чудесными превращениями, поразительными событиями и необыкновенными приключениями героев. Кто придумал, кто вложил в старую сказку образы ковра-самолета, меча-самосека, сапог-скороходов, молодильных яблок и других […]...
- Сказочная литература (Детские народные сказки) Сказочная литература писателей обнаруживает бесконечное многообразие: сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-рассказы, сказки-повести, сказки-легенды, сказки-предания, сказки-аллегории, малые формы, приближающиеся к притчам, басням и даже к лирическим стихотворениям, целые романы-сказки — и все это либо в прозе, либо в стихах. Однако писатели, при всем отличии друг от друга, в сущности творили одну-единую книгу, полную очарования и прелести. В этой […]...
- Сочинение на тему: Нравственный урок в сказке Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Нравственный урок Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина были написаны на завершающем этапе творчества писателя, где-то между 1880 и 1886 годами. Форма сказки для обличения социально-нравственных проблем была избрана неслучайно. Просто сатирик хотел как можно мягче донести до читателей бытующие на тот момент в обществе проблемы. Щедринские сказки поистине хрестоматийны. Их часто включают в школьную программу или […]...
- Ответы на вопросы — Салтыков-Щедрин М.Е. Салтыков-Щедрин вошел в русскую литературу не только как писатель-сатирик, но и как автор эстетико-теоретических работ. Какие из этих работ наиболее значимы, чему они посвящены? Как эстетические взгляды писателя отразились в его собственном творчестве? В довольно обширном эстетико-теоретическом наследии писателя важное место занимают статьи, посвященные роли литературы в нравственно-эстетическом воспитании, положению писателя в обществе. К […]...
- Загадки как отражение культуры народа (Детские народные сказки) Загадка нет только развивает мышление, но и приоткрывает окошечко в окружающий мир, привлекает внимание к невидимым признакам предметов и явлений. Ученые считают, что загадки — это своеобразный свод знаний народа, выражающий их мировоззрение. В загадках мы видим не просто лес, а конкретно березу, дуб, сосну; не дом, а крышу, окно, бревно. Осязаемые элементы физического мира […]...
- САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович (1826 — 1889) — русский прозаик. Салтыков родился в богатой помещичьей семье, в селе Спас-Угол Тверской губернии. Обстановка в доме была мрачной и безрадостной — всеми делами заправляла мать, женщина малограмотная, происходившая из купеческой семьи, но умная и властная. Она держала в строгом повиновении и крепостных крестьян, и мужа, и детей. Отец […]...
- Сказки Вильгельма Гауфа гениальные творения (Детские народные сказки) Где только не рассказывают герои Вильгельма Гауфа сказки, легенды и предания, где только не происходят с ними необыкновенные истории: в пустыне на пути к Каиру, в самом Каире, в Александрии и Багдаде, в Германии и дремучем Шпессартском лесу, в Шотландии, во Франции в Париже, в Голландии, на море и на суше. И нельзя сказать, что […]...
- Сказки Шарль Перро (Детские народные сказки) Есть сказочные герои, которые приходят к нам на утренней заре, грустные и веселые, простодушные и лукавые. Незаметно пролетают часы счастливых детских чтений, закрывается книга, а ее герои остаются. Надолго. На всю жизнь. И с годами не утрачивают они своего волшебного очарования — непосредственности, старомодного уюта, а самое главное — своей отнюдь не сказочной сути. Не […]...
- Скандинавские сказки (Детские народные сказки) В лисьей норе все «по-настоящему». Папаша Лис сидит в настоящем кресле» — перевернутой старой (видно, выброшенной на помойку) детской коляске, кашу едят из консервных банок, столик сделан из дощечек, прибитых к пню… Помнится, все это уже было когда-то, в детстве, когда мы играли в «дочки-матери» и шалаше. И «живого» человечка мелом на заборе — «точка-точка-запятая!» […]...
- Анализ сказки «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина Появившись одновременно с «Повестью о том, как…», сказка «Дикий помещик» (1869) отразила пореформенное положение временнообязанных крестьян. Ее начало напоминает вступительную часть «Повести…». В журнальном варианте сказка «Дикий помещик» тоже имела подзаголовок: «Писано со слов помещика Свет-лоокова». Сказочный зачин в ней так же, как и в «Повести», сменяется утверждением о «глупости» помещика (ср. с «легкомыслием» генералов). […]...
- Сказочники (Детские народные сказки) Да, сказки, которые вы будете читать в этой книге, созданы не писателями, а народом. Однако писатели тоже сочиняют сказки; это — сказки литературные. Мы знаем прекрасные сказки, созданные А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, В. М. Гаршиным и другими писателями. Многие из них в своих сказках творчески использовали традиции народных сказок, но […]...
- Русский фольклор (Детские народные сказки) Вот и перечислены те виды устного творчества, образцы которого представлены в этом сборнике. Все они взяты из подлинных записей. Отредактированы лишь немногие сказки, причем сделано это тонким мастером — писателем Алексеем Николаевичем Толстым: он сохранил подлинность сказок. Каким бы полным сборник ни был, в нем невозможно представить все роды и виды устной поэзии. Из всего […]...