Проблемы в творчестве Лермонтова

Особенности проблематики в творчестве Лермонтова

Проблема – вопрос, требующий разрешения, поставленный жизнью общества. Лермонтов, как художник и философ, видит в окружающей действительности самые важные из проблем и предлагает их решение читателю.

Историзм в творчестве – одна из них. Любое состояние общества и жизни отдельного человека вырастает из картины предыдущих событий. Эпоха Ивана Грозного – этап жизни России, подготовивший условия для формирования русского национального характера.

В “Песне про купца Калашникова”

и поэме “Боярин Орша” изображены царь Иван Четвертый и боярин – личности сильные, прямолинейные. Их чувства и действия нацеленны и бескомпромиссны. В обоих произведениях, по Белинскому, показаны “простодушная суровость нравов, богатырская сила” и “широкий разлет чувств”.

Историзм просматривается и в стихотворении “Бородино”, где противопоставлены поколения защитников России и иных, молодых современников Лермонтова.

Следующая проблема, которую видит читатель в поэзии Лермонтова, – нравственная, связанная с личной жизнью и чув­ствами отдельного человека. Но она

бывает связана и с социаль­ными аспектами, с жизнью разных слоев населения. Опричник Кирибеевич в “Песне” притязает на любовь замужней женщины, жены купца Калашникова.

Он считает, что ему “пределы не по­ставлены”: он под защитой того, кого именуют “надежа-царь”.

Обласканный властью, молодой опричник, любимец царя, уверен в своем превосходстве над купцом. Ведь купечество – сословие многочисленное, а они, опричники, охраняющие по­кой властителя, избранные, особенные. Поэтому Кирибеевич уверен в том, что имеет беспрепятственное право пользоваться радостями жизни, попирая права других.

Однако Калашников, человек чести, предпочитает быть каз­ненным, но скрыть от людей и самого царя подлинные причины позора своей жены, своей семьи. Об этом он скажет только “Богу единому”. Именно в Калашникове мы видим черты русского на­ционального характера во всей его чистоте и силе.

“Невольник чести”, Пушкин убит великосветским обществом. Об этом стихотворение “Смерть поэта”. “Свободы, гения и славы палачи” не простили Пушкину могучего таланта, внутренней независимости и чувства правоты. Чистота имени и незапятнан­ная честь для величайшего из русских поэтов – более высокие ценности, чем сама жизнь.

В стихотворении “Дума” автор показывает проблему поколе­ния 1830-х годов, сурового начала правления императора Нико­лая Первого (вспомним участь декабристов). В бездеятельности и несостоятельности этого поколения повинно и время, и то, что эти люди “перед властию презренные рабы”. В осуждении власти представлена гражданская позиция автора.

Следующая обозначенная проблема выявляет отношение художника к лирическому герою его поэзии, призванному осо­знать свое предназначение в этом мире. Это проблема его ду­шевного одиночества (в духе Байрона), закрытости для людей, а часто – странничества и неприкаянности. Но лирический ге­рой должен смириться со своей участью и подчиниться судьбе.

Об этом стихотворения “Мой дом”, “Парус”, “Не верь себе”, “Листок”, “Тучи”, “И скучно и грустно”.

Образ Родины лирический герой осознает двойственно. Эта проблема является главной в одноименном стихотворении Лермонтова. Родина – это и могущественная держава в полной силе и блеске славы, и милый сердцу дом, где привычная среда успокаивает человека и делает его счастливым.

В заключение можно сказать, что Лермонтов освещает в своем творчестве проблемы современной ему эпохи и оцени­вает их насущный смысл, их значимость как историк, художник, как патриот, подлинный сын России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Проблемы в творчестве Лермонтова