Проблемы в творчестве Лермонтова
Особенности проблематики в творчестве Лермонтова
Проблема – вопрос, требующий разрешения, поставленный жизнью общества. Лермонтов, как художник и философ, видит в окружающей действительности самые важные из проблем и предлагает их решение читателю.
Историзм в творчестве – одна из них. Любое состояние общества и жизни отдельного человека вырастает из картины предыдущих событий. Эпоха Ивана Грозного – этап жизни России, подготовивший условия для формирования русского национального характера.
В “Песне про купца Калашникова”
Историзм просматривается и в стихотворении “Бородино”, где противопоставлены поколения защитников России и иных, молодых современников Лермонтова.
Следующая проблема, которую видит читатель в поэзии Лермонтова, – нравственная, связанная с личной жизнью и чувствами отдельного человека. Но она
Он считает, что ему “пределы не поставлены”: он под защитой того, кого именуют “надежа-царь”.
Обласканный властью, молодой опричник, любимец царя, уверен в своем превосходстве над купцом. Ведь купечество – сословие многочисленное, а они, опричники, охраняющие покой властителя, избранные, особенные. Поэтому Кирибеевич уверен в том, что имеет беспрепятственное право пользоваться радостями жизни, попирая права других.
Однако Калашников, человек чести, предпочитает быть казненным, но скрыть от людей и самого царя подлинные причины позора своей жены, своей семьи. Об этом он скажет только “Богу единому”. Именно в Калашникове мы видим черты русского национального характера во всей его чистоте и силе.
“Невольник чести”, Пушкин убит великосветским обществом. Об этом стихотворение “Смерть поэта”. “Свободы, гения и славы палачи” не простили Пушкину могучего таланта, внутренней независимости и чувства правоты. Чистота имени и незапятнанная честь для величайшего из русских поэтов – более высокие ценности, чем сама жизнь.
В стихотворении “Дума” автор показывает проблему поколения 1830-х годов, сурового начала правления императора Николая Первого (вспомним участь декабристов). В бездеятельности и несостоятельности этого поколения повинно и время, и то, что эти люди “перед властию презренные рабы”. В осуждении власти представлена гражданская позиция автора.
Следующая обозначенная проблема выявляет отношение художника к лирическому герою его поэзии, призванному осознать свое предназначение в этом мире. Это проблема его душевного одиночества (в духе Байрона), закрытости для людей, а часто – странничества и неприкаянности. Но лирический герой должен смириться со своей участью и подчиниться судьбе.
Об этом стихотворения “Мой дом”, “Парус”, “Не верь себе”, “Листок”, “Тучи”, “И скучно и грустно”.
Образ Родины лирический герой осознает двойственно. Эта проблема является главной в одноименном стихотворении Лермонтова. Родина – это и могущественная держава в полной силе и блеске славы, и милый сердцу дом, где привычная среда успокаивает человека и делает его счастливым.
В заключение можно сказать, что Лермонтов освещает в своем творчестве проблемы современной ему эпохи и оценивает их насущный смысл, их значимость как историк, художник, как патриот, подлинный сын России.