Анализ стихотворения Гумилева “Дождь”

Произведение, созданное весной 1915 г., отражает своеобразный подход автора к изображению родного пейзажа. Лирический герой видит окружающую природу через оконное стекло, забрызганное каплями дождя. Прозрачная преграда помогает по-новому взглянуть на детали обычной картины.

Герой-наблюдатель фиксирует привычные и свежие черты дождливого дня: мир по-прежнему ярок и близок лирическому “я”, но представляется “рябым”, пестрым, когда свет преломляется в каплях воды.

Мотив необычного, заявленный в зачине, приобретает во втором

четверостишии странное, немного пугающее звучание. Зелень листьев получает сравнение с купоросом и необычный эпитет “зловещая”. Впечатление, вызванное неожиданным определением, подкрепляется характеристикой “кровавые”, которая избирается для колористической оценки оттенка цветов.

Лирический герой замечает увеличившуюся резкость контраста двух оттенков: зеленой листвы и кроваво-красных роз.

Равномерный плеск капель рождает еще один оригинальный образ – монахинь, которые торопливо “бормочут свой псалом”.

Подытоживая увиденное, наблюдатель произносит странное славословие,

превозносящее “небо в тучах черных”. Что привлекательного усмотрел лирический субъект в картине хмурого ненастного дня? Героя привлекает очищающая сила дождя, подобная весеннему половодью.

Мощная способность к обновлению зарождает ирреальное пространство – фантастический пейзаж, вырастающий в двух финальных катренах.

В новой зарисовке обострение мотива необычного достигает кульминации. Мокрые “стволы деревьев” становятся бойкими рыбами, появляются образы “волшебных мельниц”, в чьих “гиблых омутах” неистово ржут “бешеные кони”.

Финал “Дождя” преподносит еще один сюрприз: оказывается, воображаемые зрительные и звуковые образы благотворно воздействуют на душу наблюдателя. Чудесные видения снимают остроту метафоры “несчастнейшая из пленниц”, служащей обозначением стесненности земного существования вечной сущности.

Дождь выявляет многогранность мира, сочетающего в себе реальный и воображаемый срезы. Поэт сосредоточен на переходе между двумя пространственными пластами, считая его источником творческого вдохновения.

Внимание к полутонам и различиям отражается на уровне стиля: в поэтическом тексте концентрируются прилагательные сравнительной степени. Ряд из пяти примеров завершается прилагательным в превосходной степени, которое характеризует состояние невольницы-души.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Дождь”