Анализ стихотворения Гумилева “Девочка”



Автобиографичность – несомненная черта произведения, датированного летом 1917 г. В поэтическом тексте отразились непростые отношения автора и его первой супруги Анны Ахматовой, которая стала прототипом обоих женских образов, созданных в стихотворении. Особое значение приобретают воспоминания о первых встречах двух поэтов: 17-летний юноша, едва познакомившись с “дикой девочкой” Аней, воспылал к ней горячей любовью.

В центре художественного пространства гумилевского творения находится детский образ героини. Лирический субъект

расположен к “милой и скромной” мечтательнице. Он ценит непосредственность, жажду открытий и способность удивляться, с которой юная героиня осваивает многообразный чудесный мир.

Девочка честолюбива: она грезит о “большой судьбе”, известности.

Детское желание стать “счастьем” и “надеждой” исполняется, правда, не совсем так, как воображалось ребенку. Любовь лирического героя к повзрослевшей девочке сравнивается со “слепящей звездой”, которая светит лишь одному избраннику.

Трогательная девочка вырастает в девушку “тонкую и томную”. Образ взрослой героини лишен гармонии:

она забыла о детских грезах, существует без счастья и надежды. Ее печальный безрадостный мир характеризуется мрачным сравнением – “как могила”.

Образ девочки дорог лирическому “я” и подобен прекрасной мечте. Далекое, но яркое воспоминание позволяет герою преодолеть приступы удушающей “тоски”, которые мучат его в настоящем времени. Отдаленность позиции “таинственного собеседника” – один из путей для идеализации детского образа.

Эта тенденция достигает кульминации в финале. Лирический субъект, отчаявшийся найти счастье в дне сегодняшнем, предлагает символический обмен, странный с позиции читателя-реалиста. Выразительная концовка завершает процесс поэтизации героини-девочки.

В лирике Гумилева образ Ахматовой наделяется чертами двойственности. Взрослая женщина предстает в роли отравительницы или “колдуньи” – неласковой и молчаливой, странной и порой опасной. Она похожа на “птицу подбитую”. Дисгармоничному надломленному облику жены противостоит светлый детский образ, отделенный от лирического героя десятилетиями жизни.

Поэт идеализирует “странно нежные” отношения влюбленных подростков. “Гимназист с гимназисткой” охвачены взаимным чувством искренней юной любви, как древнегреческие герои Дафнис и Хлоя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Девочка”