Анализ стихотворения Гумилева “Любовь”

Одно из загадочных поэтических творений, “Любовь” была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли свою роль и впечатления, порожденные перипетиями судьбы мастера парадоксов, одобрявшего самоутверждение утонченной личности, даже если оно выходило за пределы общественных норм.

С другой стороны, главный образ “Любви” ассоциируется с поэтом Михаилом Кузминым, в облике которого автор видел отражение

уайльдовских тенденций, перенесенных на русскую почву.

“Надменный лирик”, центральный образ стихотворения, напоминает героев Уайльда – воинствующих противников морали, искушенных жизненными удовольствиями. Гумилевский персонаж – капризный, блестящий и утонченный щеголь, стремящийся занять все художественное пространство дома лирического “я”. Он наполняет помещение звуками, запахом духов и цветов, блеском перстней.

В сложном образе гостя-франта чувствуется и женское начало, в изображении которого выделяются

негативные качества – манерность и тяга к внешнему эффекту.

Персонаж бесцеремонно врывается в жизнь героя и сразу заявляет о своих правах. Словесные претензии быстро подкрепляются делами: он “захлопнул книгу” хозяина дома, притопнув “туфлей лакированной”.

Лирический субъект возмущен поведением изысканного и нахального гостя, о чем свидетельствует текст центрального катрена: анафора “как смел” подкрепляется фразами “так дерзко” и “со злостью”. Последний пример относится к следующему эпизоду, в котором лирический герой вынужден покинуть свой дом. Загадочный персонаж следует за ним.

Желая обратить на себя внимание, “лирик” постукивает тростью, получающей необычный эпитет “изумительная”.

Удивительная встреча изменила героя – об этом констатируют финальные строки. Лирический субъект характеризует себя как “сумасшедшего” странника, чей язык стал “бесстыдным”. В метаморфозе, создавшей из неприметного человека чудаковатую эксцентричную личность, усматривается влияние персонажа-искусителя.

Странная привязанность, которая сродни наваждению, – такую оригинальную трактовку получает высокое чувство с точки зрения полубезумного лирического героя. Полное отсутствие женских образов становится еще одним моментом, призванным эпатировать читателя, однако стихотворение лишено не только гомосексуальных мотивов, но и эротического подтекста.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Любовь”