Анализ стихотворения Гумилева “Он поклялся в строгом храме”

Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей – на три года меньше. Он сразу влюбился.

Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась.

Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 году Анна Андреевна вышла за него замуж. Ахматовой полностью посвящен сборник Гумилева “Романтические цветы” (1908).

Связанные с ней прямо

или косвенно стихотворения встречаются и в книге “Жемчуга” (1910). Среди них – “Он поклялся в строгом храме…”.

В произведении мир реальный противопоставляется миру идеальному. Женщина, чьи взгляды непреклонны, существует только в мечтах лирического героя. Именно поэтому ему не страшно нарушить клятву, данную перед статуей Мадонны.

Действительность, окружающая персонажа, не столь радужна. Его жизнь наполнена мимолетными связями с дамами, а смерть сложно назвать благородной – он погибает в ночной драке. Лирический герой убежден, что прекрасны только мечты, в реальности же всегда есть место

злу, предательству, изменам, жестокости.

Как пушкинский Сальери, он давно не ищет правды на земле. Впрочем, в отличии от персонажа “Маленьких трагедий”, у него есть надежда отыскать правду выше. Противопоставляя реальность и мечту, Гумилев явно следует за романтиками и их концепцией двоемирия.

Стоит обратить особенное внимание на употребленные Николаем Степановичем рифмы. Дважды он рифмует слово “храм” со словом “дама”. В этом повторении можно усмотреть желание лирического героя поклоняться по-настоящему любимой женщине как божеству.

Кроме того, два раза встречается рифма слова “Мадонна” со словом “непреклонна”. Не исключено, что именно Богоматерь персонаж произведения “Он поклялся в строгом храме…” считал той единственной дамой-идеалом.

Лирический герой стихотворения несколько напоминает знаменитого севильского соблазнителя. К этому образу Гумилев обращался не раз. В частности, в сборнике “Жемчуга” есть сонет “Дон-Жуан”. В нем знаменитый испанский распутник задумывается о старости.

В конце жизни он намерен “принять завет Христа”, хотя в большинстве случаев в художественных произведениях дон Жуан предстает безбожником. Вернемся к герою рассматриваемого текста. Он явно пользуется успехом у женщин, ведет разгульный образ жизни, при этом ему не чужды религиозные чувства. Чем не вариант дон Жуана?

Гумилев личностью знаменитого на весь мир любовника интересовался не случайно. Дело в том, что поэт пытался быть похожим на него, хотел с непревзойденной легкостью соблазнять представительниц прекрасного пола, кружить им головы. Видимо, это ему удавалось. Главный редактор журнала “Аполлон” Сергей Маковский называл Николая Степановича “повесой из повес”.

Он же говорил, что Ахматову Гумилев любил сильно и искренне гордился ей.

Сборник “Жемчуга” изначально выходил с посвящением Брюсову. Современная Гумилеву критика отнеслась к книге по-разному. Кто-то называл ее полным подражанием учителю, декларировал ничтожность и ненужность лирики Николая Степановича.

По мнению литературоведа Львова-Рогачевского, Гумилев мог бы посвятить “Жемчуга” не только Брюсову, но и многим другим писателям, среди которых Бальмонт, Лермонтов, Гамсун, Гейне, ведь у всех них он что-то позаимствовал. Благожелательно относившиеся к Николаю Степановичу критики отмечали, что в стихотворениях есть прелесть романтизма, но не того типа, как у Блока и Новалиса, а романтизма воинствующего, зовущего читателей в далекие страны, навстречу приключениям.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Он поклялся в строгом храме”