Анализ стихотворения Гумилева “Мужик”

Осмысление исторических путей, составляющих будущее России, – многогранная тема, которую поэт развивает в первом послереволюционном сборнике “Костер”. Историзм Гумилева включает в себя мифологическую основу: автор трактует современные ему события в обобщенно-философском плане, представляя их как эпизод борьбы двух начал – гармонического и хаотического.

Образ мужика, центральный в поэтическом пространстве стихотворения 1916 г., является олицетворением разрушительных сил. Противоречивые фигуры Григория Распутина и Емельяна

Пугачева определяются исследователями как прототипы “странного” персонажа. Не отказываясь от влияния конкретных аллюзий, следует учитывать, что авторское обобщение нацелено на более обширную историко-мифологическую перспективу.

Первые четверостишия “Мужика” посвящены малой родине персонажа. Среди “чащ” и “болот огромных” стоят “мохнатые и темные” избушки – такая характеристика напоминает жилище отрицательных героев русской сказки, злодеев и колдуний. Повзрослевший герой стремится покинуть родной уголок:

здесь появляется бескрайний и символичный образ “бездорожья” – степи.

С ним связаны детали из “старинной были”: упоминается один из богов языческого пантеона и представитель кочевого племени. Знаменателен и образ ковыля, который восходит к идейно-художественной системе “Слова о полку Игореве”.

Мужик держит путь в столицу. Его дорога изобилует разбойничьими атрибутами: “озорной” песней и посвистом, кабацкими “ссорами” и “кровавыми драками”. Препятствия не способны смутить или задержать уверенного героя.

“Странный” персонаж быстро добивается успеха: только войдя в столичный город, он тут же “обворожает” не просто женщину, а “царицу Руси”. Хитрый мужик скрывает свою темную сущность, надевая маску доброго молодца и православного христианина. Секрет обаяния – “улыбка детская”, необычная “озорная” речь и показной, ненастоящий “крест золотой”.

Личность героя очаровывает подобно волшебному мороку, способному обмануть настоящий оплот веры, который символизируют кресты знаменитых петербургских соборов.

Беспорядки и смута врываются в жизнь “потрясенной столицы”, получающей сравнение с львицей-матерью, вынужденной защищать детенышей.

Стихотворение заканчивается прямой речью персонажа. Допуская собственную скорую гибель, мужик обращается к образам своих двойников из “дикого и убогого” края, связывая с ними мрачное и тревожное будущее страны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Мужик”